Памяти выдающихся ученых

#24-25 от 16.12.2011

Одним из значительных событий уходящего года стало открытие на здании химического корпуса мемориальных досок известным ученым – Александру Щукареву и Владимиру Кошкину, которые в разное время возглавляли кафедру физической химии в университете.

Профессор, доктор химических наук Александр Щукарев фактически заложил фундамент новой науки – физической химии. С его именем связаны такие понятия, как термохимия, электрохимия и магнитно-химический эффект. В 1926 году профессор Щукарев основал в ХПИ кафедру химии, а наш современник, профессор Владимир Кошкин руководил ею почти 30 лет, до самой смерти – 17 января 2011 года. Интересы ученых не ограничивались физической химией – оба они оставили после себя сотни научных, философских трудов и книг по естествознанию.

– В 1981 году, когда отец возглавил кафедру химии, он начал интересоваться ее историей и решил возобновить память о профессоре Щукареве – написать книгу и открыть мемориальную доску, – говорит сын профессора Кошкина Илья Владимирович.

К сожалению, при жизни Владимир Кошкин не успел этого сделать, однако его начинания не ушли в прошлое – в день открытия мемориальных досок состоялась презентация книги «Александр Щукарев: трудно быть гением», которую по наброскам профессора Кошкина уже после его смерти написала доцент кафедры общей и экспериментальной физики Анна Дульфан.

Всего на зданиях учебного городка нашего университета установлено более 30 различных памятных знаков, посвященных ученым, которые внесли большой вклад в становление и развитие университета.

Снимок Валерия Таемницкого