156 тысяч выпускников подготовил Харьковский политехнический институт за свою 125-летнюю историю. Каждое поколение его питомцев хранит теплые воспоминания и поддерживает прочные связи с родным вузом, с его преподавателями и однокурсниками. Ежегодно в мае – июне собираются в нашем университете люди, которые получили диплом ХПИ 20, 30 и даже 50 лет назад. Немало таких встреч состоялось и минувшим летом, о некоторых из них наша газета уже рассказала. Сегодня мы публикуем репортаж о встрече турбинистов – выпускников энергомашиностроительного факультета 1961 года.
|
На снимке В. Русиновского: выпускники 1961 года. | |
50 лет назад мир облетело известие – в космосе побывал человек! Этим героем стал Юрий Гагарин, гражданин Советского Союза. Тогда, в апреле 61-го, практически все жители нашей необъятной Родины испытали чувство гордости, сопричастности к великому народу, стране.
Эйфория переполняла, в том числе, и сердца энергомашевцев – студентов Харьковского политехнического института 1961 года, которым через несколько месяцев предстояло стать инженерами. Это грандиозное событие наверняка повлияло на их сознание. Они готовы были творить, созидать, вносить свой скромный вклад в развитие промышленности родной страны, в укрепление ее мощи и повышение престижа.
С таким позитивным настроем они, уже выпускники Харьковского политехнического, пришли на крупнейшие предприятия, в конструкторские бюро, НИИ…
– В 1961 году кафедру турбиностроения окончили 143 студента, которые учились на пяти специальностях («Парогенераторостроение», «Гидравлические турбины и другие гидравлические машины», «Локомотивостроение», «Двигатели внутреннего сгорания» и «Турбиностроение»), – рассказывает нынешний заведующий кафедрой профессор А. В. Бойко. – Вместе с нами учились и иностранцы из ГДР, Монголии, Китая и др. Тогда ХПИ готовил специалистов для всех республик СССР: РФ (газоперекачивающие станции, города Ленинград, Курск), республик Прибалтики, Среднеазиатских республик. Сфера деятельности политехников была обширна – это конструкторы, инженеры-исследователи, научные сотрудники, преподаватели вузов, шеф-монтажники. Сегодня мои товарищи живут и работают в России, странах Балтии, США, Германии, Австралии. Среди них 4 доктора и 4 кандидата технических наук. Мы были патриотами ХПИ, страны и трудились на их благо, создавая новые машины и оборудование».
28 мая в НТУ «ХПИ» состоялась встреча студентов выпуска 1961 года, на которой побывал и корреспондент газеты «Политехник».
Е. Я. Ревцов, бывший главный инженер Харьковского агрегатного завода: «Когда мы, новоиспеченные инженеры, покидали родной вуз, преподаватели нам говорили о том, что на предприятиях мы будем сразу же работать наравне с опытными сотрудниками. И действительно, когда я пришел на завод им. Малышева, почувствовал себя равноправным членом огромного, но очень сплоченного коллектива.
ХПИ дал мне знания не только по специальным предметам, а и хорошую общеинженерную подготовку!»
Л. О. Шелудяков, научный сотрудник Института проблем машиностроения (ИПМаш) НАН Украины: «Нас, четырех лучших выпускников, – Людмилу Мордовенко, которая впоследствии стала моей женой, Адольфа Быкова, будущего кандидата технических наук, к сожалению ушедшего из жизни, и Валерия Авдеева направили в лабораторию гидравлических машин АН Украины. Ее первым директором был академик Г. Ф. Проскура. Все мы проработали там, что называется, всю жизнь. Я занимался разработкой модели рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин различных видов с большим экономическим эффектом. Они успешно внедрены на пяти гидроэлектростанциях СССР и зарубежья.
В 1971 году на базе нашей лаборатории был организован ИПМаш АН Украины, который возглавил А. Н. Подгорный. В нем был создан отдел гидромеханики, в котором продолжились наши научные исследования гидроаэромеханики рабочих колес гидравлических турбин и др.
В 60–80-е годы в Советском Союзе активно развивалось такое направление как гидроэнергетика. И наш коллектив был причастен к этому прогрессу. В ИПМаше была создана мощная экспериментальная база – стенд для испытания гидротурбин, насосов. Позже совместно с фирмой «Харьковтурбоинжиниринг», главный конструктор которой И. С. Веремеенко также окончил ХПИ, мы на базе оборудования ИПМаша провели приемно-сдаточные испытания моделей гидротурбин на стендах для стран Южной Америки (Бразилия, Чили и др.). Важность и продуктивность исследований, проведенных в нашей лаборатории, были оценены на самом высоком уровне. Она была признана национальным достоянием Украины».
И. И. Зусмановский, бывший ведущий инженер «Хартрона»: «Я занимался защитой аппаратуры от климатического воздействия в условиях космоса. Мне очень приятно встретиться сегодня с моими однокашниками, хотя с трудом узнаем друг друга, ведь мы не виделись много лет!
За эти годы ХПИ заметно вырос и стал одним из ведущих технических вузов Европы».
Ю. Н. Золотов, инженер-конструктор завода им. Малышева: «Годы учебы в ХПИ – это что-то незабываемое! Часто вспоминаю и вуз, и товарищей, и преподавателей. Сейчас на предприятии я занимаюсь модернизацией и разработкой дизелей, моторов и др.
На нашем заводе работает не одно поколение выпускников Харьковского политехнического. И всех их отличает ответственность и хорошая профессиональная подготовка!»
И. Г. Гордиенко (в девичестве Тарасенко): «В свое время я преподавала в ХПИ, работала инженером на заводе им. Малышева. О вузе у меня остались самые добрые воспоминания».
А. Л. Пихуля, начальник конструкторского отдела по двигателестроению для бронетехники и тепловозов завода им. Малышева: «В нашей группе «локомотивщиков» учились 11 иностранцев – 6 китайцев, 4 монгола и 1 немец. Все они успешно окончили ХПИ. Один из китайцев – У Чан Хуа – стал известным в мире ученым по двигателям внутреннего сгорания. Я и сегодня веду с ним переписку, иногда мы созваниваемся. Все мы, что называется, нашли себя в жизни. Юра Болтенко, например, был главным инженером на заводе им. Малышева. Так что, все мы состоялись как высококлассные специалисты!»
И. Н. Белинский, бывший заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания ХАДИ, и. о. генерального конструктора головного специализированного конструкторского бюро по двигателям средней мощности (ГСКБД), к. т. н.: «Когда узнал о предстоящей встрече, честно говоря, даже прослезился! Очень хотелось узнать о каждом из нас, как сложилась судьба моих однокашников. Сегодняшнее событие для меня стало знаменательным! Огромное спасибо Толе Бойко, который проделал очень большую работу по организации этой встречи, Лене Быстрицкому, который ему помогал. Я учился на специальности «Турбиностроение», тогда на нее был огромный конкурс – 15 человек на место! Хотя не всем оказался по зубам «гранит науки». Со мной вместе поступало 33 человека, а окончило всего 13…»
Л. Н. Быстрицкий, доцент кафедры турбиностроения НТУ «ХПИ»: «На своей родной кафедре работал инженером, младшим научным сотрудником, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. Результаты научной работы моей диссертации вошли в учебник по паровым турбинам. В составе коллектива мне повезло устранить небольшой пробел в исследованиях в области паротурбостроения. Такую задачу перед нами поставил бывший заведующий кафедрой Я. И. Шнеэ.
В свое время я работал в «Турбогаз», который был одним из участников разработки уникальной, не имеющей аналогов в мире, газоперекачивающей установки. В ней был осуществлен впрыск пара, генерирующего в котле утилизатора за счет использования тепла выхлопных газов газотурбинного двигателя, в камеру сгорания двигателя с улавливанием конденсата пара и возврата его в цикл.
В 2009 году создателям этой разработки, среди которых были и специалисты ПО «Зарямашпроект», была присуждена Государственная премия Украины».
А. В. Коршунов: «В нашей семье целая династия харьковских политехников. Мой дед, Алексей Филиппович, в 1895 г. с отличием окончил ХТИ, проработал всю жизнь в системе железных дорог России, СССР. Мама, Юлия Алексеевна, работала на кафедре двигателей внутреннего сгорания, тетя, Мария Ефремовна Левина, – профессор, д. т. н., окончила ХММИ по специальности «Паровые и газовые турбины», преподавала в ХПИ, участвовала в научных исследованиях. Я же с 1961 по 2007 гг. занимался изготовлением, ремонтом, реконструкцией оборудования на электростанциях СССР и Украины. Это, например, модернизация котельного и турбинного оборудования блока Н8 мощностью 300 МВт Змиевской ГРЭС, реконструкция систем пылеприготовления на котлоагрегатах блоков мощностью 200 МВт этой же ГРЭС, модернизация котельного, турбинного и электрического оборудования на ГРЭС-2 (Эсхар), Харьковских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 и др. Прошел путь от инженера до начальника производства.
Я горжусь тем, что сумел достойно продолжить традиции семьи, и что мое становление как энергетика начиналось в стенах ХПИ!».
У этих людей, с богатой трудовой биографией, все получилось. Они сумели воплотить в реальность все свои замыслы, планы, с которыми, в далеком 61-м переступили порог взрослой жизни. Они гордятся, что им выпала честь учиться в ХПИ, сегодня известном в стране и в мире, а нынешний коллектив нашего университета, уверен, гордится этими славными выпускниками Политеха.