Голоса студентов-технарей слились в «Поющей феерии»

[Анна Минакова, концертмейстер камерного хора Дворца студентов НТУ «ХПИ»]
#10 от 28.04.2011

ДС – ДС – ДС

С 8 по 10 апреля в Харькове состоялся I Всеукраинский открытый фестиваль хоровых коллективов «Поющая феерия». Поделиться своим творчеством в первую столицу Украины приехали хоры и ансамбли технических учебных заведений из Киева, Львова и Казани.

Размышления об извечном взаимодействии «физиков и лириков» не новы, и все же при знакомстве с концепцией нового харьковского фестиваля «поющих технарей» происходит некое «разрушение стереотипов». Все-таки не очень-то типичное это явление – хор технического вуза. С одной стороны, хоровое искусство достаточно демократично: не требует колоссального количества специальных профессиональных навыков, которыми овладевают музыканты-инструменталисты, да и выдающиеся вокальные данные, которыми должен обладать певец-солист, в хоре не обязательны. Но, с другой стороны, если учесть реалии современного общества, обозреть содержание музыкальных телевизионных программ, а также взглянуть на предпочтения нынешней молодежи, становится очевидным, что пение в хоре для молодого поколения – занятие необыденное, элитное, требующее определенного уровня внутренней культуры. Инженеры, архитекторы, экономисты и иные естественники и «технари», находящие время и желание петь в хоре, тем более, молодежь, – явление незаурядное.

Идея фестиваля возникла у художественного руководителя камерного хора НТУ «ХПИ» Феликса Сокола, он же стал его инициатором и организатором. Все началось с того, что возобновивший существование в 2008 году хор нашего университета пригласил в гости коллег из киевского Политеха. В результате между коллективами завязались теплые отношения, и возникла потребность познакомиться с хорами политехнических вузов из других городов Украины. В процессе подготовки к фестивалю хор ХПИ «оброс» контактами, и стало понятно, что ограничиваться только «политехникой» не имеет смысла.

Отрадно, что руководство НТУ «ХПИ» во главе с его ректором профессором Л. Л. Товажнянским отнеслось с пониманием к идее проведения фестиваля и помогло, совместно со студенческим профкомом, в организации форума.

На харьковских хористов легла ответственность не только за достойное выступление в родных стенах, но и за приём приезжих коллективов. Многие харьковчане опекали участников других хоров: они встречали и провожали гостей, расселяли их, водили на экскурсии и т. д.

Жюри возглавил заведующий кафедрой хорового дирижирования Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, Заслуженный деятель искусств, профессор С. Н. Прокопов. Также в состав жюри вошли Заслуженные деятели культуры и искусства, ведущие представители хорового и вокального искусства Украины В. И. Ирха, А. Н. Кошман, Г. Г.Сетьян, И. И. Мартыненко.

На открытии выступили харьковские коллективы: молодежный хор «Астрея» (под руководством Е. Брагиной), хор мальчиков и юношей Харьковской музыкальной десятилетки (руководитель А. Кошман), детский хор «Весенние голоса» (руководитель Ю. Кравченко), хор Харьковской государственной академии культуры (руководитель В. Ирха).

Во второй фестивальный день прошли конкурсные выступления коллективов-участников, а в последний день, во время церемонии закрытия, состоялись награждение победителей и гала-концерт.

Гран-при был присужден хору студентов Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Руководит этим коллективом Андрей Сиротенко, хорошо известный в харьковской музыкальной среде, он также руководит хорами Харьковской областной филармонии и студенческим хором консерватории. Неудивительно, что за хор ХНУ выступила своеобразная сборная, с преобладанием «дрим-тим» из трех хоров А. Сиротенко. Зрители наиболее тепло встретили исполненное этим коллективом сочинение А. Морозова «В горнице моей светло» на стихи вологодского поэта Николая Рубцова.

Первое место разделили два коллектива из Львова и Казани. Председатель жюри С. Прокопов заметил со сцены, что эти хоры «полярны». И хотя он имел в виду, прежде всего, их географическую разнесенность относительно Харькова, творческая направленность этих хоров также значительно разнится.

Народная хоровая капелла студентов «Гаудеамус» Народного дома «Просвіта» Национального университета «Львівська політехніка» – коллектив с давними традициями и обширным гастрольным опытом: он объехал с концертами почти всю Европу и однажды даже добрался до Ватикана, где состоялась встреча хористов с Папой Римским Иоанном Павлом ІІ. На харьковском фестивале львовяне представили программу, состоявшую в основном из украинских народных песен. Хористы в эффектных традиционных украинских костюмах продемонстрировали красивое, плотное хоровое звучание, звонкие и сочные голоса и, конечно же, здоровый задор, свойственный коллективам с фольклорной направленностью. Руководят львовской хоровой капеллой молодые дирижеры, супруги Роман и Ирина Дзундза.

Очень высокий уровень исполнительского искусства продемонстрировал созданный два года назад Академический смешанный хор Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Выступление хора КГАСУ напомнило о том, что суть музыки заключается не столько в профессиональном, грамотном и качественном прочтении и воспроизведении нотного текста, сколько в понимании исполнителями и донесении слушателям того, что сокрыто за этим текстом. И чудо происходит, если исполнитель поет не только горлом, но и сердцем, и переживает музыку каждый раз. В пении казанцев были и проникновенное интонирование, и живое отношение к звуку, и трогательная затаенность – в противовес простому желанию «поорать во всю глотку». В интеллигентной программе, представленной казанским хором, на радость публике прозвучали две украинские народные песни – «Пряля» и «Щедрик», в обработке гения отечественной хоровой музыки Н. Леонтовича. Руководитель хора КГАСУ Денис Рогов был признан лучшим дирижером фестиваля.

Вторую премию жюри разделило между хорами Харьковского и Киевского политехнических институтов. Хористы камерного хора ХПИ во главе с их художественным руководителем Ф. Соколом проявили настоящую самоотверженность в организации фестиваля: заботы по приему гостей легли на их плечи.

Дипломом фестиваля был отмечен студенческий камерный академический хор Киевского национального торгово-экономического университета, под руководством кандидата педагогических наук, молодой, изящной и темпераментной Оксаны Синенко.

Отдельной номинацией фестиваля были вокальные ансамбли; здесь единственным лауреатом стал женский вокальный ансамбль «Making waves» под руководством Виктории Витренко, состоящий из хористов Киевской политехники.

«Поющая феерия» – 2011 завершилась соборно: все хоры-участники вышли на сцену Дворца студентов НТУ «ХПИ» и вместе исполнили студенческий гимн «Гаудеамус» и духовный гимн Украины «Боже великий, єдиний» Н. Лысенко. Дирижировал большим сводным хором художественный руководитель фестиваля Ф. Сокол (на снимке).

Как человек, «обитавший» внутри фестиваля, могу сказать, что произошла не просто презентация творчества коллективов в рамках конкурса – состоялось не только профессиональное, но и личностное взаимообогащение.

Радость от встречи с музыкой и ее исполнителями была неподдельной. Такие фестивали рождают неотменимые узы дружбы и приязни: при прощании с казанским хором харьковчане скандировали «Казань! Казань!», а казанцы отвечали «Харьков! Харьков!»

И если мы думаем также о соборности, единстве, упрочающемся и негаснущем родстве, которые созидает в сердцах хоровиков совместное пение, то следует надеяться, что число хоровых коллективов и таких фестивалей должно прирастать. В любом случае, не забудем высказывание выдающегося певца Хосе Каррераса: «Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным».

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет