О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Гордость и слава НТУ «ХПИ»


[В. Епифанов, декан ТМ факультета]
#8-9 от 15.04.2011

К 100-летию со дня рождения Н. А. Соболя

В минувшем году исполнилось 100 лет со дня рождения видного руководителя промышленности Украины, выпускника нашего вуза Николая Александровича Соболя.

Н. А. Соболь родился 6 (19) февраля 1910 года в селе Большая Рублевка Полтавской губернии в семье учителя. В 1929 году окончил Богодуховскую профшколу и начал трудовую деятельность техником на Харьковском паровозостроительном заводе (затем «Завод им. Коминтерна», «Завод № 75», «Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева», ныне – Государственное предприятие «Завод имени Малышева»). Без отрыва от производства окончил с отличием в 1936 году Харьковский механико-машиностроительный институт и получил квалификацию «инженер-механик». На заводе работал помощником начальника отдела технического контроля, затем начальником отдела эксплуатации. При освоении производства танкового дизеля В-2 и танка Т-34 главными были вопросы технологии, культуры производства, качества продукции. Здесь Н. А. Соболю пришлось ломать старые традиции и перестраивать мышление заводчан и подход к делу, смело внедрять новые технологии. В период Великой Отечественной войны он был назначен заместителем начальника отдела технического контроля Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил).

Сразу же после освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков Н. А. Соболь возвращается в Харьков на родной завод. Восстановление и расширение производства, создание элементарных условий труда и отдыха для заводчан – это были главные задания, которые пришлось решать с первых дней после возвращения из эвакуации. Уже в конце августа 1943 года завод начал подготовку к организации ремонта танков Т-34. С октября этого же года восстановленные танки стали отправлять на фронт.

В 1947 году Николай Александрович назначен начальником производства, в 1949-м – главным инженером завода. Именно тогда развернулось серийное производство магистральных односекционных тепловозов ТЭ-1 и дизеля Д50. В 1952 году был спроектирован и произведен опытный образец магистрального двухсекционного тепловоза ТЭЗ с дизелем 2Д100.

В начале 1950-х годов заводское конструкторское бюро по разработке тяжелых гусеничных артиллерийских тягачей и инженерных машин на их базе (главный конструктор – А. И. Автомонов) на основе тягача АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) создало семейство машин: путепрокладчики, пункт управления противоракетной обороны, траншейная машина, специальный тягач для перевозки грузов и буксирования санных прицепов в условиях низких температур и машины для трансантарктических переходов в глубину континента. Н. А. Соболь принимал непосредственное участие в налаживании производства этих машин, за что в 1951 году вместе с коллегами был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР.

С 1954 года Н. А. Соболь стал во главе многотысячного коллектива завода. В это время было начато создание мощного быстроходного танкового турбопоршневого дизеля 5ТД (главный конструктор – А. Д. Чаромский) и принципиально нового танка «Объект 430», предшественника основного танка Т-64 (главный конструктор – А. А. Морозов). Кроме того, в 1956 году решена одна из главных задач предприятия – серийное производство ТЭЗ и дизелей 2Д100, что позволило приступить к разработке перспективного четырехтактного тепловозного дизеля Д70.

С 1958 года Н. А. Соболь – председатель совета народного хозяйства (СНХ) Харьковского экономического административного района, с 1960-го – председатель СНХ Украинской ССР, с 1961-го – 1-й секретарь Харьковского обкома компартии Украины (КПУ), с 1963-го – 2-й секретарь центрального комитета КПУ, с 1966-го – 1-й заместитель председателя Совета Министров УССР, с 1972 – на пенсии. Умер Н. А. Соболь в 1991 году.

Николая Александровича, как специалиста и умелого организатора, отличали высокий профессионализм, умение анализировать и предвидеть. Он всегда глубоко разбирался в существе вопросов, старался вникнуть в самую суть, доходить до тонкостей. Его деловитость базировалась на огромной трудоспособности, чувстве большой личной ответственности за дело. Принципиальность и требовательность сочетались у него со стремлением поддержать, помочь, с сочувствием, созданием творческой атмосферы. За заслуги перед государством Н. А. Соболь удостоен двух орденов Ленина, четырех орденов Трудового Красного Знамени, орденов Красной Звезды и «Знак почета», многих медалей.

 

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет