Получится ли у вас три – четыре часа напряженно думать, анализировать, внимательно слушать, вчитываться, суммировать, высказывать свое мнение? Задача не из простых, особенно если учесть, что все вышеупомянутое вы делаете на иностранном языке. Без настойчивости, внимательности, усидчивости не справиться. Однако студентам факультетов бизнеса и финансов, компьютерных и информационных технологий, экономической информатики и менеджмента, экономического факультета, с интересом изучающим немецкий/английский язык как основной и немецкий/английский как второй иностранный язык, такая задача вполне по силам. Для проверки знаний по немецкому/английскому языку и определения сильнейших 22 февраля и 2 марта 2011 г. кафедрой межкультурной коммуникации и иностранного языка (МКиИЯ) был проведен среди вышеназванных факультетов І этап Всеукраинской студенческой олимпиады по немецкому/английскому языку для неязыковых вузов.
Олимпиада по немецкому языку стала необычайным событием для студентов, так как среди организаторов и членов жюри был в этом году гость из Германии, представитель фонда им. Роберта Боша Вальдемар Киппхан.
В ходе этой олимпиады студенты могли продемонстрировать свои знания немецкого языка в области грамматики, чтения, аудирования. Один из этапов олимпиады, письмо, был проведен оригинальным способом – студентам был продемонстрирован короткометражный немецкоязычный фильм из серии «Kurz in Berlin» на актуальную тему «Отношение к иностранцам в Германии», после чего необходимо было не просто передать суть, важно было изложить свою точку зрения и правильно ее обосновать. Для этого необходимо не только хорошее владение языком, но и превосходные знания политической ситуации в стране, язык которой изучается. Помимо навыков письменной речи, аудирования, чтения и отличной грамматической подкованности будущим специалистам в различных областях предстояло продемонстрировать жюри еще и способность вести беседу. Задание их ожидало непростое, необходимо было дать четкое объяснение одной из немецких пословиц, назвать пример из жизни, который бы подтвердил истинность данного высказывания. Во второй части устного этапа олимпиады по немецкому языку студентам нужно было вести дискуссию с одним из своих соперников на одну из тем общественно-политического характера на выбор. Причем важно было отстоять свою точку зрения, сравнить ситуации в Украине и Германии, завершить беседу логическими выводами. В олимпиаде принимали участие 35 человек, представителей всех факультетов, обслуживаемых кафедрой МКиИЯ, всех курсов.
В итоге призовые места поделили между собой факультет бизнеса и финансов и экономический факультет: 3 место отстояла студентка 5 курса факультета БФ Марина Косенко. Кстати, Марина изучает немецкий как второй иностранный язык. Второе место досталось Катерине Гофштейн, представительнице факультета ЭК. А первое место (уже не первый год) заняла студентка факультета БФ Наталия Бринь, которая также относительно недавно изучает немецкий язык, но добилась уже немалых успехов.
В первом туре первого этапа олимпиады по английскому языку приняло участие 67 студентов. Задания были разработаны в области грамматики, словообразования, аудирования и письма в форме сочинения. В качестве аудирования предлагалось видео из американской передачи «Today Show» об использовании смартфонов в различных аспектах жизни человека и попытках разобраться, какой из представленных брендов лучший. Необходимо было использовать не только навыки аудирования, но и способность логически связывать предлагаемый контекст с заданными вопросами. Студентам давалось три темы сочинения на выбор: «Case study Египта: борьба за свободу», «Осуществление покупок online», «Если бы можно было изменить мир, я бы…». Из 67 студентов лишь 4 выбрали первую, актуальную на тот момент, тему, выразив свое отношение к происходящим в Африке событиям. Здесь возникает ряд вопросов: аполитичны ли студенты нашего вуза, или их совсем не интересуют происходящие в мире события, или у них нет доступа к Интернет и телевидению, либо же им сложно выразить такую социо-политическую тему на английском языке? Большинство же сочинений были написаны на вторую тему, что в очередной раз подтверждает значимость Интернет в современном обществе. Что касается третьей темы, то здесь студенты размышляли над проблемами мира во всем мире, экологии, политической ситуации, связанной с мировым экономическим кризисом или кризисом президентской системы, гендерной тематики, изменяющихся характеристик человека, который, несмотря ни на что, должен оставаться человечным, при этом предлагая собственные варианты решения проблем.
В ходе первого тура были отобраны три финалиста для второго тура – говорения, проходившего 15 марта 2011 года. Здесь студенты соревновались в презентации темы «Молодежные инновационные исследования как основа развития государства и общества», которая объявлена темой студенческой научно-практической конференции, проводимой в рамках ІІ этапа Всеукраинской студенческой олимпиады по английскому языку. Студенты подготовили презентации в программе Power Point, что добавило их выступлениям большей наглядности, яркости и интереса. Рассматривались различные аспекты темы, начиная от общетеоретического и заканчивая молодежными организациями и Интернет-проектами. После каждой презентации студенты отвечали на вопросы жюри и других участников.
В итоге 2 место досталось Юлии Прохоровой, студентке 2 курса факультета ЭК, а 1 место разделили Даниил Маньковский, студент 2 курса факультета БФ, и Анна Романенко, студентка 3 курса того же факультета.
Теперь Наталия Бринь будет защищать честь НТУ «ХПИ» во II этапе Всеукраинской студенческой олимпиады по немецкому языку среди неязыковых вузов в Харькове 18–19 мая 2011 года, а Даниил Маньковский и Анна Романенко – во II этапе Всеукраинской студенческой олимпиады по английскому языку среди неязыковых вузов в Донецке 11–13 мая 2011 года. Пожелаем им успеха!