Абитуриент – 2010
|
В статье приведены результаты исследования 2010 года, проведенного в НТУ «ХПИ» социологами кафедры этики, эстетики и истории культуры. В нем принимали участие 390 респондентов с одиннадцати факультетов: ИФ, ЭК, АП, ФТ, МШ, МТ, ЭМС, ИТ, БФ, КИТ, ЭМ.
Отношение абитуриентов к внешнему независимому тестированию
Общие положения по проведению внешнего независимого тестирования в 2010 году были определены приказом Министерства образования и науки Украины № 570 от 26.06.09 года. Внешнее независимое тестирование проводилось по украинскому языку и литературе, истории Украины, математике, физике, химии, географии, биологии и иностранному языку (английскому, французскому, немецкому или испанскому – по выбору). Обязательным было тестирование по украинскому языку и литературе, а также по выбору участника тестирования – по математике или истории Украины. Каждый из участников внешнего независимого тестирования мог пройти тесты не более чем по пяти предметам.
Результаты проведенного социологического исследования показали, что мнения абитуриентов относительно внешнего независимого тестирования разделились. Практически равное количество респондентов высказались как «за» независимое тестирование, так и «против». Многие респонденты 2010 года не считают, что независимое тестирование позволяет более объективно оценить знания абитуриента при поступлении в вуз (42,5 %). Абитуриенты аргументировали свои мнения следующими позициями: несовершенство методики тестирования (62,9 %), отсутствие индивидуального подхода (30,6 %) и плохая организация процесса тестирования (17,6 %)*. Данные социологического исследования подтверждают официальную информацию Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) об основных причинах 5000 апелляционных заявлений в 2010 году. Это претензии относительно процедуры проведения тестирования и творческих заданий (сочинений и задач). Объективность оценивания знаний с помощью независимого тестирования отмечают 42,3 % опрошенных. Затрудняются ответить на вопрос об объективности оценки знаний с помощью независимого тестирования 15,2 % респондентов.
Подготовка абитуриентов к поступлению в вуз
Среди форм и методов подготовки абитуриентов к поступлению в НТУ «ХПИ» в 2010 году выделяется, прежде всего, самостоятельная подготовка. Так готовились к поступлению в вуз 43,5 % респондентов. Причем, самостоятельно занимаются перед поступлением, в первую очередь, медалисты (56,5 %). К факультетам, где большинство абитуриентов отдают предпочтение самостоятельной подготовке, относятся ИТ (60,0 %), МШ и ЭМ (по 50,0 %).
Многие абитуриенты (39,1 %) перед поступлением занимаются с преподавателем. Согласно результатам исследования в 2009 и 2010 годах количество таких абитуриентов значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. С преподавателями перед поступлением в 2009 и 2010 годах занимались, в первую очередь, девушки. Среди абитуриентов с успеваемостью до поступления на 10–12 баллов зафиксирован наиболее высокий показатель, характеризующий респондентов, готовящихся к поступлению в вуз с преподавателем – 51,6 %. Такая форма подготовки к поступлению в вуз, как репетиторство, характеризует, в первую очередь, абитуриентов ЭК факультета (56,8 %).
Последние годы характеризует тенденция к значительному сокращению числа абитуриентов, занимающихся на подготовительных курсах в НТУ «ХПИ». Если на подготовительных курсах при университете занималось около половины опрошенных абитуриентов 2000–2008 годов, то в 2009 году показатель значительно снизился – до 20,7 % и в 2010 году составил всего 13,6 %. Это минимальный показатель за все годы исследований. Обучаются на подкурсах НТУ «ХПИ», в первую очередь, те респонденты, социальное происхождение которых из семей рабочих (68,0 %).
На подкурсах в другом вузе занимались 12,0 % абитуриентов НТУ «ХПИ». Столько же абитуриентов откровенно признаются, что вообще не готовились к поступлению в наш университет. По сравнению с 2005 годом данный показатель незначительно увеличился – на 5,3 %. Не готовились к поступлению в вуз, прежде всего, респонденты с успеваемостью до поступления 6 баллов. Среди таких респондентов зафиксирован наиболее высокий показатель – 41,7 %.
Мотивы получения высшего образования
Согласно результатам исследования, стремление абитуриентов получить высшее образование обусловлено двумя основными мотивами. Это – желание лучше устроиться в жизни (85,9 %) и повысить культурный, интеллектуальный уровень (48,7 %). Причем, с 2000 года число абитуриентов, руководствовавшихся желанием лучше устроиться в жизни, возросло на 17,8 %. Респонденты ЭК факультета наиболее высоко оценивают значимость данных двух мотивов получения высшего образования.
Мотивация поступления абитуриентов в НТУ «ХПИ»
Первое место среди мотивов поступления абитуриентов в наш вуз занимает следующий: «В университете есть специальность, по которой хочу получить высшее образование» (63,8 %). Данный мотив в большей степени присущ контрактникам, чем бюджетникам, а также абитуриентам ИФ, КИТ и ЭМС факультетов. Такой мотив, как сильный преподавательский состав в вузе, занимает второе место по значимости для абитуриентов среди мотивов выбора вуза в 2010 году (46,3 %). По сравнению с 2003 годом (22,8 % – минимальный показатель за все годы исследований) значимость этого мотива для абитуриентов увеличилась более чем в два раза! Показатель 2010 года является максимальным за 2001–2010 гг. Данный мотив выбора вуза наиболее значим для респондентов ИФ и МШ факультетов, а наименее – для абитуриентов БФ факультета.
Мотивы выбора специальности
Среди мотивов профессионального выбора абитуриентов основным является интерес к избранной специальности. Данный показатель колеблется от 37,0 % (2001 г.) до 56,6 % (2010 г.). Интерес к избранной специальности как мотив выбора специальности характерен практически для каждого второго респондента, интерес к специальности у которых появился в школе (51,1 %). Интересом к специальности характеризуются, в первую очередь, абитуриенты, зачисленные на ИФ, КИТ и МШ факультеты. Наименее всего данный мотив выбора специальности присущ респондентам ФТ факультета.
Для 41,9 % респондентов 2010 года мотивом выбора специальности послужила уверенность в том, что с избранной специальностью можно успешно трудоустроиться в будущем. Это наиболее высокий показатель за все годы исследований. Мотивируют выбор специальности реальной возможностью трудоустройства, прежде всего, респонденты ФТ, ЭМ и АП факультетов. Наименее значим данный мотив выбора специальности для респондентов ИФ факультета.
Роль социального окружения в выборе специальности абитуриентами
Согласно результатам исследования, большинство абитуриентов выбирают специальность самостоятельно (59,9 %). Такие абитуриенты при выборе специальности руководствуются, прежде всего, интересом к ней. Значительная часть абитуриентов пользуется советом родителей или родственников (41,6 %). Основным мотивом профессионального выбора большинства таких абитуриентов является реальная возможность трудоустройства.
Роль рекламной кампании НТУ «ХПИ» и спецкафедр для профессиональной ориентации абитуриентов невелика: всего 10,3 % респондентов определились с выбором специальности под их влиянием. Прислушиваются к мнению друзей при выборе специальности всего 8,0 % абитуриентов.
Период формирования профессионального интереса абитуриентов НТУ «ХПИ»
У большинства абитуриентов интерес к специальности сформировался незадолго до поступления в вуз (51,3 %). На формирование профессионального интереса во время учебы в школе указали 35,1 % абитуриентов.
Цель обучения абитуриентов НТУ «ХПИ»
В 2010 году практически каждый второй опрошенный ставит перед собой цель – получить знания только по своей специальности. Численность таких респондентов возросла с 2000 года почти в два раза (2000 г. – 27,9 %, 2010 г. – 51,3 %). Респонденты мужского пола несколько в большей степени, чем респонденты женского пола, заинтересованы в получении знаний только по своей специальности.
Результаты исследований показывают, что существует тенденция к снижению численности абитуриентов, которые будут стремиться получить базовые знания в области всех преподаваемых дисциплин. Если в 2000 году показатель составил 66,4 %, то в 2010 году – 41,6 %. Для бюджетников в 2010 году данная цель обучения является несколько более значимой, чем для контрактников.
Обучение на украинском языке
Согласно результатам исследований за последние пять лет количество абитуриентов, положительно оценивающих обучение на украинском языке в НТУ «ХПИ», увеличилось почти на десять процентов. Так, в 2006 году отмечали, что не будут испытывать трудности при обучении на украинском языке 46,8 % респондентов, а в 2010 году – 56,5 %.
Ценностные ориентации абитуриентов
Для абитуриентов 2010 года самыми важными ценностями являются такие традиционные ценности, как семья и здоровье. Далее по значимости следуют ценности, отражающие стремление молодежи к индивидуализации – это интересная профессия, реализация способностей, свобода, карьера, общение, знания, любовь, материальное благополучие и интересный отдых. Стремление к индивидуализации, в свою очередь, делает значимость любого социального института (в том числе социальных ценностей) относительной. Поэтому неудивительно, что завершают ценностный ряд нравственность, стабильность общества, общественная значимость избранной профессии, творчество, достижения мировой культуры и активное гражданское участие в решении проблем общества.
*Респондентам предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов для аргументации своей позиции.