Целеустремленность, трудолюбие, самосовершенствование

#2-3 от 15.02.2011

Из выступления заведующего кафедрой АЭМС, профессора В. Б. Клепикова:

Новую жизнь получила после реставрации аудитория № 1 Электрокорпуса, построенного профессором П. П. Копняевым.

Профессор Л. Л. Товажнянский в своем выступлении достаточно полно осветил историю создания электротехнического факультета в ХТИ и роль в ней Павла Петровича Копняева.

Учитывая, что здесь находятся аспиранты, магистры, молодые ученые, которые должны стать продолжателями традиций ХПИ, я позволю себе лишь сообщить некоторые детали, поразившие меня при изучении деятельности этого выдающегося ученого. Они характеризуют личность этого человека.

Прежде всего, это смелость в постановке перед собой больших задач и исключительная целеустремленность в их решении. По свидетельству жены Павла Петровича, будучи студентом в 1894 году, он с болью говорил об «убогом состоянии электротехники в России», о необходимости создания «в главных городах электротехнических институтов, образцовых лабораторий», о том, что надо «в широком масштабе электрифицировать нашу страну», и посвятил осуществлению этой задачи всю свою жизнь.

Второе – это невероятное трудолюбие. Представьте, как нужно было трудиться, чтобы, приступив в 1898 году к работе, успеть уже в 1899-м подготовить 5 первых в Украине инженеров-электриков, создать первую в ХТИ электростанцию (до этого институт освещался керосиновыми лампами), оборудовать электротехническую лабораторию, в 1902-м читать уже 8 лекционных курсов по электротехнике, электрическим машинам постоянного и переменного тока, электрическим установкам, электрическим измерениям, технике высоких напряжений, расчету электрических сетей и электрической тяге и издать литографическим способом литературу по этим курсам. Издать в 1904 году фундаментальный труд «Электрические машины постоянного тока» (478 страниц и 382 рисунка), о котором в 16 томе знаменитого в то время словаря Брокгауза и Эфрона сказано, что это «единственное в России авторитетное руководство в данной отрасли науки». И при этом довести в 1904 году число электротехнических дипломных проектов до 25.

Третье – это постоянное самосовершенствование и разносторонность интересов. Павел Петрович не был ученым-сухарем, углубленным только в электротехнику. Он интересовался отечественной и иностранной литературой, философией, астрономией, политикой. Увлекался фотографией и достиг такого мастерства, что его работы не отличались от работ профессионалов. Владел несколькими иностранными языками, играл на фортепьяно, пел, писал стихи, понимал и ценил юмор. По свидетельству М. Д. Копняевой: «Он был кристально чистым и исключительно правдивым человеком».

Как педагога, Павла Петровича характеризуют воспоминания его ученика – доцента С. М. Фертика, создателя лаборатории, преобразованной в известный в настоящее время НИПКИ «Молния». Его экспериментальная база признана «национальным достоянием Украины. «Для П. П. Копняева, – говорил Саул Маркович, – экзамен служил не только и не столько для формальной проверки знаний студента, сколько для близкого знакомства с ним и выявления глубины понимания студентом предмета, который он сдает… На экзамене Павел Петрович не только спрашивал студента, но и пояснял ему. Казалось, что во время экзамена он хочет строго проверить не только студента, но и свою работу как профессора – организатора учебного процесса». Представляется, что данный подход весьма актуален и в наше время.

Нельзя не сказать еще об одном качестве Павла Петровича – высокой гражданственности. В марте 1904 года около 300 студентов в аудитории главного корпуса собрались на сходку, где выдвинули ряд требований, в том числе и политического характера, и отказались разойтись. Ректор Н. Н. Шиллер вызвал полицию и жандармерию, переписали фамилии студентов с намерением строго наказать. Профессоры Пильчиков, Гемилиан, Латышев, Тир и Копняев попросили собрать совет института и не наказывать студентов жестоко. Тем не менее, представление в Министерство было передано, в результате чего 140 студентов были отчислены, а 6 сотрудников уволены. Тогда 22 сотрудника ХТИ, в том числе и П. П. Копняев, подали заявления об отставке, и ушли из института. По аналогичному поводу в те годы подали в отставку наш первый ректор В. Л. Кирпичев, на тот момент бывший ректором Киевского технологического института, Д. И. Менделеев и другие видные ученые. В результате вузам России была предоставлена автономия, в частности право избирать ректора, но Павлу Петровичу пришлось покинуть Харьков. В 1919 году, когда революционно настроенные студенты приняли решение прекратить занятия, Павел Петрович собрал Совет, на котором отменил решение студентов, занятия возобновились, а П. П. Копняев был избран ректором ХТИ. Когда в 1920 году стали внедрять так называемую бригадную форму сдачи экзаменов, Павел Петрович резко выступил против этого абсурда. Когда работавший в Киевском технологическом институте Т. П. Губенко после ареста по обвинению в «украинском буржуазном национализме» был освобожден, но его не приняли на работу в КТИ, П. П. Копняев помог ему с переездом в Харьков и трудоустройством. Впоследствии Т. П. Губенко стал заведующим нашей кафедрой.

История создания электротехнического факультета в ХТИ достаточно драматична. Первый проект факультета был подан П. П. Копняевым еще в 1903 году, однако он не был утвержден, в значительной степени из-за разразившейся в 1904 году русско-японской войны.

Возвращение Павла Петровича в ХТИ в марте 1907 года, несомненно, определялось стремлением к реализации его мечты – создания электротехнического факультета в ХТИ. К этому времени он уже был достаточно хорошо устроен, работал в Петербурге в фирме Вестингауз, разработал проект коммутации Петербургского трамвая, Лубянской трамвайной подстанции в Москве, по совместительству преподавал в Петербургском технологическом институте.

Возвратившись в ХТИ, он в 1907, 1912, 1914 годах снова подает проект создания ЭТФ и электротехнического корпуса, но не получает поддержки. И лишь в декабре 1920 года П. П. Копняев добивается распоряжения Наркомпроса на организацию электротехнического факультета. Но к этому времени первый ЭТФ в Украине уже был открыт – в Киевском технологическом институте в 1918 году. Можно представить огорчение Павла Петровича, поскольку на момент открытия ЭТФ в КТИ там выполнялось лишь 5–6 электротехнических проектов, в то время как на механическом факультете ХТИ еще в 1904 году – 25.

Корпус, в котором мы находимся, в полном смысле детище П. П. Копняева – воплощение его мечты. Он не только детально разработал его план, оборудование, но и, практически потеряв зрение, руководил его возведением, приходя каждый день на стройку. К счастью, после операции к нему вернулось зрение, и он увидел свое детище. В эти дни он написал стихотворение, в котором есть такие строки:

«Крепят кирпич рабочих руки,
Сбываются мои мечты,
И храм технической науки
Свои возводит высоты.
Пусть сеет он науки знанья
В теченье долгих светлых лет,
Его живых лучей сиянье
В народной тьме пробудит свет».

Значение деятельности П. П. Копняева, как для нашего университета, так и для всей страны, огромно: ЭТФ прирос сначала энергетическим, затем факультетом автоматики и приборостроения, позже – факультетом компьютерных и информационных технологий. Из созданной при электротехническом факультете лаборатории – радиотехнической – был создан радиофак. Благодаря многочисленным ученикам и соратникам П. П. Копняева, Харьков стал центром электротехнической промышленности, а ученики Павла Петровича разрабатывали план ГОЭЛРО, выполняли электрификацию страны и автоматизацию производства.

Сегодня, воздавая должное заслугам П. П. Копняева, уместно вспомнить слова профессора Т. П. Губенко: «Його дійсно можна вважати творцем електротехнічної школи в Україні».

Конечно, главная заслуга в создании памятника П. П. Копняеву принадлежит НТУ «ХПИ». Однако сегодня также нужно поблагодарить искренне откликнувшихся на эту идею и внесших свой вклад в ее реализацию региональные отделения Украинской ассоциации инженеров-электриков Харькова, Донецка, Киева, Львова, Одессы, Кременчуга, Днепродзержинска, Кривого Рога, Запорожья, а также академика-секретаря отделения физико-технических проблем энергетики Б. С. Стогния, директоров института электродинамики НАН Украины А. К. Шидловского и А. В. Кириленко.

Мы должны гордиться, что такой ученый, педагог и Человек, как профессор П. П. Копняев, работал и созидал в нашем вузе. Сегодня, в знак памяти и уважения к нему и его делам, будет открыт памятный бюст в электрокорпусе, созданном его усилиями и талантом. Но лучшей памятью ему будет продолжение его научных и педагогических традиций, которые должны обеспечить наше и последующие поколения электротехников ХПИ».

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет