Из выступления ректора НТУ «ХПИ», профессора Л. Л. Товажнянского
|
Электрокорпус – детище профессора П. П. Копняева. | |
Ровно 90 лет назад, 21 января 1921 года, состоялось открытие электротехнического факультета Харьковского технологического института. Инициатором создания факультета был выдающийся электротехник ХХ века, один из организаторов высшего технического образования, основоположник научной электротехнической школы Украины, талантливый ученый, педагог, организатор, удивительный человек – Павел Петрович Копняев.
Зарождению научной электротехнической школы Харьковского технологического института предшествовала плодотворная деятельность ученых А. К. Погорелко, Н. Д. Пильчикова и Н. П. Клобукова.
Открытие электротехнического факультета в ХТИ имело большое значение для развития промышленности Юга России. П. П. Копняев при создании факультета, прогнозируя огромный спрос на специалистов новых электротехнических специализаций, предложил ускоренные выпуски – обучение за четыре года по отдельным учебным программам. В состав факультета входили четыре кафедры: «Электрические машины», «Электрическое оборудование», «Общая электротехника», «Электрическая тяга». На факультете читались курсы по электрооборудованию фабрик и заводов, электрификации горной промышленности, электрических сетей и линий, электрических станций и городских трамваев. По предложению профессора П. П. Копняева началось обустройство лаборатории высокого напряжения.
П. П. Копняев был очень требователен при выборе новых преподавателей. Из воспоминаний профессора, д. т. н. А. Я. Бергера: «...будучи деканом, он принимал на работу новых лекторов после двух пробных лекций студентам в присутствии всего совета факультета и слушателей-студентов, причем одна тема по выбору лектора, вторая – по выбору Копняева…».
Многие ученики П. П. Копняева стали в дальнейшем видными специалистами. Профессор В. М. Кияница, с отличием окончивший механическое отделение ХТИ, стал одним из организаторов и заведующим кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» Львовской политехники. А. Я. Бергер активно участвовал в становлении электротехнического факультета, впоследствии возглавил бюро исследований Харьковского турбогенераторного завода, затем исполнял обязанности заведующего кафедрами турбогенераторостроения ХТИ, электрических машин Московского института стали и Ленинградского электротехнического института.
Осип Борисович Брон, выпускник электротехнического факультета, возглавлял кафедру электрических машин Ленинградского института авиационного приборостроения. Профессор Г. И. Штурман работал в должности заведующего кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» Уральского политехнического института. По предложению П. П. Копняева, его ученик О. Х. Хинкулов начал перспективные исследования по новому направлению – радиотехника. Он инициировал создание в институте радиолаборатории и чтение лекций по новому предмету. Позже радиолаборатория стала базой для создания радиотехнического факультета в ХЭТИ.
Заканчивая доклад, необходимо вспомнить слова профессора Павла Петровича Копняева, произнесенные им на 5-летии факультета:
«…Бросая общий взгляд на прошлое, предшествующее появлению факультета, мы можем сказать, что при трудных, тяжелых условиях, заглушавших новые ростки, протекал долгий период подготовительного формирования, но этот период был пройден, и перед нами юный факультет. Несладки были и первые годы новорожденного среди голода и холода, в обстановке опустошенной страны. Но тот, кто это перенес, несомненно, имеет запас сил, и мы вправе теперь сказать, что наш пятилетний младенец стал твердо на пол и готов начать жизненный путь. Однако этот путь не будет озарен светом, если он не пройдет через храм мощных лабораторий, какими так богаты и сильны европейские школы, – это ближайший этап, который нельзя обойти».
В 1930 году происходит реорганизация ХПИ, с целью усиления подготовки специалистов. Приказом Высшего Совета Народного хозяйства на базе электротехнического факультета ХПИ был организован электротехнический институт. Это был первый в Украине специализированный вуз электротехнического профиля.
Его открытие имело большое значение для развития электроэнергетики, электропромышленности и становления электротехнического образования.