Харьковские физики не забыли имя выдающегося коллеги
(«Вечерний Харьков», 8 ноября 2010 г., автор: Марина Ефанова)
|
На снимке: выступает директор национального научного центра НАНУ «Харьковский физико-технический институт», академик НАНУ Иван Неклюдов. | |
На здании физического корпуса НТУ «ХПИ» открылась мемориальная доска академику АН СССР, лауреату Государственной премии и золотой медали им. С. И. Вавилова Ивану Обреимову, который стал для Харькова символом настоящего борца – и в науке, и в жизни.
– В 1928 году Абрам Иоффе направил группу молодых крупных ученых в Харьков – тогдашнюю столицу Украины, где решил создать один из лучших исследовательских институтов, – рассказывает директор национального научного центра НАНУ «Харьковский физико-технический институт», академик НАНУ Иван Неклюдов. – В 1929 году Иван Васильевич стал первым директором нашего института, и через три года здесь был проведен уникальный эксперимент по расщеплению ядра лития, после которого начала развиваться ядерная физика. Он был первоклассным специалистом в области физики твердого тела, по его методу до сих пор выращивают кристаллы.
Академик НАНУ, лауреат государственных премий, профессор Виктор Еременко считает, что работы Ивана Обреимова в области спектроскопии кристаллов были настолько уникальны, что превзошли предел, который обычно у физиков рассматривается как «нобелевский»: тысяча ссылок на одну работу.
– Ивану Васильевичу принадлежит большая роль в развитии нашего университета, – говорит ректор НТУ «ХПИ» Леонид Товажнянский. – За 125 лет Харьковский политехнический подготовил больше 160 тысяч специалистов, среди них – 30 лауреатов Ленинской премии, 158 лауреатов Государственной премии, много Героев Советского Союза и Социалистического труда. Мы благодарны поколению ученых, создавших наш университет, за их уровень и жизненную траекторию.
Сделать мемориальную доску знаменитому физику поручили Народному художнику Украины Сейфаддину Гурбанову.
Одним из самых сложных периодов в жизни Ивана Обреимова – это 1938 год, когда его арестовали и отправили в Бутырку.
– Он не подписал ни одного документа, – рассказывает заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики НТУ «ХПИ» Андрей Мамалуй. – Когда Сталин потребовал дело Ивана Васильевича, ничего не оказалось. Обреимова освободили, а на его место сел следователь.
Уже сидя в Бутырке, ученый написал книгу, которую зэки помогли передать академику Иоффе и Сталину. За эту книгу он и получил звание лауреата Государственной премии.