ДС – ДС – ДС
|
Более 40 лет назад силами студентов восстановлено разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание, ставшее для многих поколений политехников настоящим Дворцом, любимым местом творчества и отдыха. Сегодня там кипит жизнь, всеми красками сверкают студенческие таланты. Политехник! ДС – это праздник, который всегда с тобой.
Я пришла во Дворец студентов в 1982 году в составе команды нового директора Александра Тишинина на должность художественного руководителя. По определению одного из моих коллег – «это был Космос!»
Действительно, великолепными созвездиями сияли «народные»: киностудия «ХПИ-фильм» (руководитель – Аркадий Фаустов), театр «Политехник» (Заслуженная артистка УССР Валентина Сухарева и артист Владимир Розен), ансамбль танца «Украина», созданный Заслуженной артисткой УзбССР Галиной Закировой.
Уникальная планета – студия музыкальной светоживописи – блистала на весь мир, потому что её руководитель, Юрий Правдюк, чьё имя украшало Большую Советскую энциклопедию, был основателем жанра, изобретателем светодинамического прибора – «латэрны», который и по сей день представлен в экспозиции Музея современного искусства (Нью-Джерси, США).
Звезда первой величины – театр пантомимы «Силуэт», с которым проводил мастер-класс сам Марсель Марсо, поражал уровнем исполнительского мастерства.
Оркестр народных инструментов, духовой оркестр, несколько ВИА – звёзды поменьше, тем не менее, могли составить конкуренцию многим городским коллективам.
|
Выйдя в открытый Космос, мы, молодые, инициативные и, как сейчас говорят, креативные, управленцы не только успешно адаптировались, но и определили пути развития ДСа почти на десятилетие: разработали новые сценарии праздников-ритуалов «Посвящение в студенты», «Выпускной вечер», «9 мая», введя элементы масштабной театрализации; активизировали работу клубов по интересам; развили новые жанры, создав ансамбль бального танца «Элегия», джаз-бэнд, театр комедии «Витражи»; скорректировали направление работы уже существующих коллективов. Например, агиттеатр «Публицист» возглавила Анна Онищенко, «сдвинув» жанр от «махровой агитки» к публицистике, что обусловило появление таких неординарных спектаклей, как «Солдаты Победы», «Диктатура Совести», «Все судьбы в единую…»
Наша команда состояла сплошь из режиссёров, что, вероятно, и породило «театральный бум» ДС 80-х – пять первоклассных, именитых театров различной эстетики – от академизма до авангарда, более десятка театральных студий факультетов – «Инфаркт» (инфиз), «УПК» (физтех), «Диапазон» и «Команда-85» (АП), «Фонарь» (машфак). Мы шутили и не шутили на грани фола, осваивая эзопов язык, позволявший говорить то, что было запрещено.
На премьерах частенько возникали странные зрители в серых костюмах с равнодушными лицами, но никто ничего не запрещал, потому что активно работал Художественный совет во главе с «ДСовцем всех времён» Владимиром Петровичем Зубарем, да и молодой зам. председателя парткома Юрий Дмитриевич Сакара, подписывая очередной «крамольный» сценарий Юморины, говорил: «Спасибо, что разделили со мной ответственность».
Надо сказать, что к середине 80-х знаменитая ХПёвская Юморина разрослась до «декады смеха», включив в программу спектакли дворцовских театров, финал КВН, конкурсные показы факультетов, концерты наших и «заморских» гостей. А в 1988-м Оргкомитет во главе с бессменным Сашей Ивановым провёл юбилейную Юморину, на которую прибыли столичные «короли смеха» – главный редактор телепередачи «Весёлые ребята» («Останкино») Андрей Кнышев, бард-юморист Леонид Сергеев и «наш», «ХПёвской закваски» писатель, сценарист-комедиограф Аркадий Инин.
|
Отдельной строкой хочу выделить музыкальные коллективы, уровень которых определил масштаб личности их руководителей. Это Камерный хор и Интернациональная группа «Единство».
Хоровой коллектив существовал в ХПИ с 1959 г., но именно Заслуженный деятель искусств Украины Александр Петросян, заменив парадный «датский» репертуар первоклассной музыкой – от Бетховена до Паулса – и воспитав по своей уникальной методике из студентов-«технарей» артистов хора, создал коллектив профессионального уровня, в чём ему помогла супруга и соратник Лидия Петросян.
Николай Волчуков – ХПёвец, музыкант-самоучка, но при этом талантливый мелодист, написавший более ста песен, был уникальным продюсером, создавшим два суперуспешных проекта – ВИА «Солярис», лидер эстрадной музыки Харькова 70-х, участники которого стали профессиональными музыкантами, и Интернациональную группу «Единство», второй после «Гренады» ансамбль этого направления в Союзе.
Эти яркие, неординарные, практически профессиональные коллективы, объездив ближнее и дальнее зарубежье, в 1985 году стали участниками культурной программы XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, и, благодаря воле и таланту их создателей, весь мир увидел наших ребят-политехников в центре фестивальной ромашки на Церемонии закрытия, после чего сложный процесс присвоения коллективам звания «народный» стал практически формальностью.
На рубеже 90-х Дворец студентов вышел на качественно новый виток развития, в цепочке «Институт – ДС» появилось звено «Город», потому что, занимаясь постановкой крупномасштабных городских мероприятий, я как режиссёр активно включала в постановки ведущие коллективы ДС.
В свою очередь, «Город» (обком комсомола, профсоюзы, ОМДСТ) не только приглашал нас в совместные проекты, но и выбирал местом их реализации Дворец студентов.
До сих пор с гордостью вспоминаю праздники «Город мастеров», «Студенческий Вавилон», международный фестиваль «Антреприза-89», когда весь Дворец на неделю превратился в «Театр Театров», и молодёжные коллективы из Польши, Армении, Венгрии, России давали авангард и классику, а избалованное «московское» жюри восторгалось постановочной идеей в целом, режиссурой и наполнением праздников Открытия и Закрытия, а спектакль «Мой бедный Сосо Джугашвили» театра «Витражи» был удостоен Гран-при «За лучший спектакль».
«Опасайтесь пиков и вершин в жизни и творчестве», – сказал Мудрец.
Вряд ли мы были повинны в падении Союза, который рухнул, погребя под руинами как плохое, так и хорошее – наш ДС.
Институт выживал. Сокращение штатов, минимизация, депрессия.
Опустевший ДС, с гулкими коридорами и закрытыми классами, который возглавляла в то смутное время Л. М. Петросян, стоял как заколдованный замок. Как сказал кто-то из стариков-восьмидесятников: «Может, поэтому он и уцелел?»
Каким-то чудом сохранились несколько коллективов и остались в штате некоторые сотрудники. Скрепя сердце, я проводила унылые репетиции восхитительных когда-то «Посвящения», «Выпускного», «9 мая».
Всё изменилось в 1999-м, когда ректором был избран Леонид Леонидович Товажнянский.
Думаю, за годы кризиса он изболелся душой за поверженный ДС.
|
ДС, который строил, будучи комсомольским лидером, для которого совершал чудеса героизма в качестве председателя студенческого профкома, «добывая» комплекты музыкальных инструментов; ДС, где созидали сначала его друзья, затем многие поколения студентов вуза, в котором он был проректором.
И потихоньку, вместе с институтом, Ректор стал выводить из кризиса Дворец.
К 2003-му были созданы ансамбли скрипачей, гитаристов, баянистов, школа бального и эстрадного танца, а общеинститутские праздники засияли ярким оформлением и достойными номерами.
«Вдохните жизнь в ДС», – просил Ректор.
Но реанимация проходила медленно: распалась «связь времён», из культурного пространства были «выбиты» несколько поколений политехников, утеряна преемственность, разрушена материальная база. Ушли из жизни наши мэтры – А. П. Петросян, В. Д. Розен, Ю. Д. Правдюк, «поющий профессор» Н. П. Волчуков.
И всё-таки процессы обновления принесли свои плоды. В студенческий профком пришла новая генерация лидеров, активизировавшая факультеты. Именно оттуда, «снизу», пришла идея о музыкальном фестивале, которую раскрутили Андрей Нагорный и Сергей Мастерной, сформировав из первых победителей «поющую» культкомиссию. Думаю, что именно с феста «Звёздная планета Политех» во Дворце студентов стартовали эстрадные ансамбли, группа «Мой проект», созданная специально для лауреатов-вокалистов. С чего и начался «музыкальный бум» ДСа.
Окончательно чары с «заколдованного замка» пали в 2008-м, когда Дворец возглавил один из лучших культработников города, специалист, имеющий 20-летний стаж в качестве директора крупнейшего центра культуры ДК ХТЗ – Анатолий Фёдорович Марущенко. Как по волшебству, менее чем за полгода подобралась крепкая команда управленцев, и «слетелись» под крыло ХПИ лучшие профессионалы города.
Уже в ином качестве – классных специалистов – вернулись «старики» и воссоздали утраченные коллективы: «главный юморист» Политеха Александр Иванов – СТЭМ, лидер группы «Единство» Галина Волченко – «International club «Единство», солистка ансамбля «Украина» Елена Крюкова – эстрадно-цирковую студию. Воспитанники Камерного хора 80-х вернулись в строй, восстановив хор.
И сложился разновозрастной, талантливый, эффективно работающий коллектив единомышленников, выполняющий общую задачу.
Сводный проект? Нет проблем – и вот на сцене эстрадный ансамбль «Биг-бэнд-клаб» (руководители – Дмитрий Синицын и Георгий Зуб), созданный по модульному (идея Ректора!) принципу, в который, в зависимости от цели, входят: скрипичная группа, духовая секция, ансамбль баянистов, «струнники». К ним подключаются вокал – студия «Сузір’я», группа «Мой проект», а затем хореография – ансамбль «Триумф» – и готов номер для праздника на площади Свободы.
А если присоединятся «Фолк-бэнд» (руководитель – Пётр Смирнов), ансамбль Ирландского танца «Юникорн» (руководитель – Алина Солоницкая) и другие коллективы – то это уже концертная программа формата ХАТОБа.
Создан «Центр юмора», объединивший СТЭМ, 23 команды КВН и несколько факультетских студий – и Юморина вновь хохочет целую декаду.
Детище профкома студентов и Дворца музыкальный фестиваль «Звёздная планета Политех» тоже солирует пять дней кряду.
20 творческих коллективов – все лучшие! – творят сегодня историю ДС. А самые-самые (Камерный хор – руководитель Феликс Сокол, Скрипичный ансамбль – Наталья Чистякова, студия «Сузір’я» – Елена Апарина, школа спортивного танца «Триумф» – Ирина Балагула, Денис Паукштелло) уже получили звание «Народный художественный коллектив Украины».
С 2006 года под личным патронатом ректора ведётся реконструкция Дворца: отремонтирован Большой зал и практически весь первый этаж, приобретаются музыкальные инструменты, аппаратура, шьются костюмы.
Общеинститутские праздники обновляются, становясь всё красочней и интереснее, разработан новый праздник «Посвящение в магистры», который состоит из трёх частей: Прощание с Политехническим, театрализованное шествие, Ритуал Посвящения на сцене Дворца студентов.
С уверенностью констатирую – планка установлена на таком высоком уровне, что конкуренцию сегодняшнему Дворцу студентов могут составить только творческие вузы, доказательством чему служат победы наших коллективов на конкурсах и фестивалях разных ступеней.
И ещё одно завоевание – восстановлен и полноценно работает Художественный совет (сбылась заветная мечта Ректора!), который отслеживает и корректирует реализацию плана развития ДС.
О нашем сегодняшнем дне можно сказать языком цифр – 20 творческих коллективов, более 1000 участников, около 300 мероприятий в год и почти 200 тыс. зрителей, а можно иначе: все классы, расширители, фойе, пространства под и на лестницах заполнены поющими, сочиняющими, танцующими, играющими, хохочущими счастливчиками, которым удалось попасть в ДС сегодня, ведь столько же стоит в очереди «на завтра».
Даст Бог, и лет через 10 кто-то из них скажет о Дворце 2000-х: «Это был Космос!»
Наталья Холодова, художественный руководитель (1982–1992 гг.), режиссёр театра комедии «Витражи» (1982–1994 гг.), главный режиссёр Дворца студентов (с 1999 г.).