«Космос» по имени Дворец студентов ХПИ

[Наталья Холодова]
#22-23 от 18.10.2010

ДС – ДС – ДС

Более 40 лет назад силами студентов восстановлено разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание, ставшее для многих поколений политехников настоящим Дворцом, любимым местом творчества и отдыха. Сегодня там кипит жизнь, всеми красками сверкают студенческие таланты. Политехник! ДС – это праздник, который всегда с тобой.

Я пришла во Дворец студентов в 1982 году в составе команды нового директора Александра Тишинина на должность художественного руководителя. По определению одного из моих коллег – «это был Космос!»

Действительно, великолепными созвездиями сияли «народные»: киностудия «ХПИ-фильм» (руководитель – Аркадий Фаустов), театр «Политехник» (Заслуженная артистка УССР Валентина Сухарева и артист Владимир Розен), ансамбль танца «Украина», созданный Заслуженной артисткой УзбССР Галиной Закировой.

Уникальная планета – студия музыкальной светоживописи – блистала на весь мир, потому что её руководитель, Юрий Правдюк, чьё имя украшало Большую Советскую энциклопедию, был основателем жанра, изобретателем светодинамического прибора – «латэрны», который и по сей день представлен в экспозиции Музея современного искусства (Нью-Джерси, США).

Звезда первой величины – театр пантомимы «Силуэт», с которым проводил мастер-класс сам Марсель Марсо, поражал уровнем исполнительского мастерства.

Оркестр народных инструментов, духовой оркестр, несколько ВИА – звёзды поменьше, тем не менее, могли составить конкуренцию многим городским коллективам.

Выйдя в открытый Космос, мы, молодые, инициативные и, как сейчас говорят, креативные, управленцы не только успешно адаптировались, но и определили пути развития ДСа почти на десятилетие: разработали новые сценарии праздников-ритуалов «Посвящение в студенты», «Выпускной вечер», «9 мая», введя элементы масштабной театрализации; активизировали работу клубов по интересам; развили новые жанры, создав ансамбль бального танца «Элегия», джаз-бэнд, театр комедии «Витражи»; скорректировали направление работы уже существующих коллективов. Например, агиттеатр «Публицист» возглавила Анна Онищенко, «сдвинув» жанр от «махровой агитки» к публицистике, что обусловило появление таких неординарных спектаклей, как «Солдаты Победы», «Диктатура Совести», «Все судьбы в единую…»

Наша команда состояла сплошь из режиссёров, что, вероятно, и породило «театральный бум» ДС 80-х – пять первоклассных, именитых театров различной эстетики – от академизма до авангарда, более десятка театральных студий факультетов – «Инфаркт» (инфиз), «УПК» (физтех), «Диапазон» и «Команда-85» (АП), «Фонарь» (машфак). Мы шутили и не шутили на грани фола, осваивая эзопов язык, позволявший говорить то, что было запрещено.

На премьерах частенько возникали странные зрители в серых костюмах с равнодушными лицами, но никто ничего не запрещал, потому что активно работал Художественный совет во главе с «ДСовцем всех времён» Владимиром Петровичем Зубарем, да и молодой зам. председателя парткома Юрий Дмитриевич Сакара, подписывая очередной «крамольный» сценарий Юморины, говорил: «Спасибо, что разделили со мной ответственность».

Надо сказать, что к середине 80-х знаменитая ХПёвская Юморина разрослась до «декады смеха», включив в программу спектакли дворцовских театров, финал КВН, конкурсные показы факультетов, концерты наших и «заморских» гостей. А в 1988-м Оргкомитет во главе с бессменным Сашей Ивановым провёл юбилейную Юморину, на которую прибыли столичные «короли смеха» – главный редактор телепередачи «Весёлые ребята» («Останкино») Андрей Кнышев, бард-юморист Леонид Сергеев и «наш», «ХПёвской закваски» писатель, сценарист-комедиограф Аркадий Инин.

Отдельной строкой хочу выделить музыкальные коллективы, уровень которых определил масштаб личности их руководителей. Это Камерный хор и Интернациональная группа «Единство».

Хоровой коллектив существовал в ХПИ с 1959 г., но именно Заслуженный деятель искусств Украины Александр Петросян, заменив парадный «датский» репертуар первоклассной музыкой – от Бетховена до Паулса – и воспитав по своей уникальной методике из студентов-«технарей» артистов хора, создал коллектив профессионального уровня, в чём ему помогла супруга и соратник Лидия Петросян.

Николай Волчуков – ХПёвец, музыкант-самоучка, но при этом талантливый мелодист, написавший более ста песен, был уникальным продюсером, создавшим два суперуспешных проекта – ВИА «Солярис», лидер эстрадной музыки Харькова 70-х, участники которого стали профессиональными музыкантами, и Интернациональную группу «Единство», второй после «Гренады» ансамбль этого направления в Союзе.

Эти яркие, неординарные, практически профессиональные коллективы, объездив ближнее и дальнее зарубежье, в 1985 году стали участниками культурной программы XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, и, благодаря воле и таланту их создателей, весь мир увидел наших ребят-политехников в центре фестивальной ромашки на Церемонии закрытия, после чего сложный процесс присвоения коллективам звания «народный» стал практически формальностью.

На рубеже 90-х Дворец студентов вышел на качественно новый виток развития, в цепочке «Институт – ДС» появилось звено «Город», потому что, занимаясь постановкой крупномасштабных городских мероприятий, я как режиссёр активно включала в постановки ведущие коллективы ДС.

В свою очередь, «Город» (обком комсомола, профсоюзы, ОМДСТ) не только приглашал нас в совместные проекты, но и выбирал местом их реализации Дворец студентов.

До сих пор с гордостью вспоминаю праздники «Город мастеров», «Студенческий Вавилон», международный фестиваль «Антреприза-89», когда весь Дворец на неделю превратился в «Театр Театров», и молодёжные коллективы из Польши, Армении, Венгрии, России давали авангард и классику, а избалованное «московское» жюри восторгалось постановочной идеей в целом, режиссурой и наполнением праздников Открытия и Закрытия, а спектакль «Мой бедный Сосо Джугашвили» театра «Витражи» был удостоен Гран-при «За лучший спектакль».

«Опасайтесь пиков и вершин в жизни и творчестве», – сказал Мудрец.

Вряд ли мы были повинны в падении Союза, который рухнул, погребя под руинами как плохое, так и хорошее – наш ДС.

Институт выживал. Сокращение штатов, минимизация, депрессия.

Опустевший ДС, с гулкими коридорами и закрытыми классами, который возглавляла в то смутное время Л. М. Петросян, стоял как заколдованный замок. Как сказал кто-то из стариков-восьмидесятников: «Может, поэтому он и уцелел?»

Каким-то чудом сохранились несколько коллективов и остались в штате некоторые сотрудники. Скрепя сердце, я проводила унылые репетиции восхитительных когда-то «Посвящения», «Выпускного», «9 мая».

Всё изменилось в 1999-м, когда ректором был избран Леонид Леонидович Товажнянский.

Думаю, за годы кризиса он изболелся душой за поверженный ДС.

ДС, который строил, будучи комсомольским лидером, для которого совершал чудеса героизма в качестве председателя студенческого профкома, «добывая» комплекты музыкальных инструментов; ДС, где созидали сначала его друзья, затем многие поколения студентов вуза, в котором он был проректором.

И потихоньку, вместе с институтом, Ректор стал выводить из кризиса Дворец.

К 2003-му были созданы ансамбли скрипачей, гитаристов, баянистов, школа бального и эстрадного танца, а общеинститутские праздники засияли ярким оформлением и достойными номерами.

«Вдохните жизнь в ДС», – просил Ректор.

Но реанимация проходила медленно: распалась «связь времён», из культурного пространства были «выбиты» несколько поколений политехников, утеряна преемственность, разрушена материальная база. Ушли из жизни наши мэтры – А. П. Петросян, В. Д. Розен, Ю. Д. Правдюк, «поющий профессор» Н. П. Волчуков.

И всё-таки процессы обновления принесли свои плоды. В студенческий профком пришла новая генерация лидеров, активизировавшая факультеты. Именно оттуда, «снизу», пришла идея о музыкальном фестивале, которую раскрутили Андрей Нагорный и Сергей Мастерной, сформировав из первых победителей «поющую» культкомиссию. Думаю, что именно с феста «Звёздная планета Политех» во Дворце студентов стартовали эстрадные ансамбли, группа «Мой проект», созданная специально для лауреатов-вокалистов. С чего и начался «музыкальный бум» ДСа.

Окончательно чары с «заколдованного замка» пали в 2008-м, когда Дворец возглавил один из лучших культработников города, специалист, имеющий 20-летний стаж в качестве директора крупнейшего центра культуры ДК ХТЗ – Анатолий Фёдорович Марущенко. Как по волшебству, менее чем за полгода подобралась крепкая команда управленцев, и «слетелись» под крыло ХПИ лучшие профессионалы города.

Уже в ином качестве – классных специалистов – вернулись «старики» и воссоздали утраченные коллективы: «главный юморист» Политеха Александр Иванов – СТЭМ, лидер группы «Единство» Галина Волченко – «International club «Единство», солистка ансамбля «Украина» Елена Крюкова – эстрадно-цирковую студию. Воспитанники Камерного хора 80-х вернулись в строй, восстановив хор.

И сложился разновозрастной, талантливый, эффективно работающий коллектив единомышленников, выполняющий общую задачу.

Сводный проект? Нет проблем – и вот на сцене эстрадный ансамбль «Биг-бэнд-клаб» (руководители – Дмитрий Синицын и Георгий Зуб), созданный по модульному (идея Ректора!) принципу, в который, в зависимости от цели, входят: скрипичная группа, духовая секция, ансамбль баянистов, «струнники». К ним подключаются вокал – студия «Сузір’я», группа «Мой проект», а затем хореография – ансамбль «Триумф» – и готов номер для праздника на площади Свободы.

А если присоединятся «Фолк-бэнд» (руководитель – Пётр Смирнов), ансамбль Ирландского танца «Юникорн» (руководитель – Алина Солоницкая) и другие коллективы – то это уже концертная программа формата ХАТОБа.

Создан «Центр юмора», объединивший СТЭМ, 23 команды КВН и несколько факультетских студий – и Юморина вновь хохочет целую декаду.

Детище профкома студентов и Дворца музыкальный фестиваль «Звёздная планета Политех» тоже солирует пять дней кряду.

20 творческих коллективов – все лучшие! – творят сегодня историю ДС. А самые-самые (Камерный хор – руководитель Феликс Сокол, Скрипичный ансамбль – Наталья Чистякова, студия «Сузір’я» – Елена Апарина, школа спортивного танца «Триумф» – Ирина Балагула, Денис Паукштелло) уже получили звание «Народный художественный коллектив Украины».

С 2006 года под личным патронатом ректора ведётся реконструкция Дворца: отремонтирован Большой зал и практически весь первый этаж, приобретаются музыкальные инструменты, аппаратура, шьются костюмы.

Общеинститутские праздники обновляются, становясь всё красочней и интереснее, разработан новый праздник «Посвящение в магистры», который состоит из трёх частей: Прощание с Политехническим, театрализованное шествие, Ритуал Посвящения на сцене Дворца студентов.

С уверенностью констатирую – планка установлена на таком высоком уровне, что конкуренцию сегодняшнему Дворцу студентов могут составить только творческие вузы, доказательством чему служат победы наших коллективов на конкурсах и фестивалях разных ступеней.

И ещё одно завоевание – восстановлен и полноценно работает Художественный совет (сбылась заветная мечта Ректора!), который отслеживает и корректирует реализацию плана развития ДС.

О нашем сегодняшнем дне можно сказать языком цифр – 20 творческих коллективов, более 1000 участников, около 300 мероприятий в год и почти 200 тыс. зрителей, а можно иначе: все классы, расширители, фойе, пространства под и на лестницах заполнены поющими, сочиняющими, танцующими, играющими, хохочущими счастливчиками, которым удалось попасть в ДС сегодня, ведь столько же стоит в очереди «на завтра».

Даст Бог, и лет через 10 кто-то из них скажет о Дворце 2000-х: «Это был Космос!»

Наталья Холодова, художественный руководитель (1982–1992 гг.), режиссёр театра комедии «Витражи» (1982–1994 гг.), главный режиссёр Дворца студентов (с 1999 г.).

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет