К 45-летию основания
Факультет транспортного машиностроения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» был образован в 1965 году на базе факультета тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (кафедра «Тракторостроение», ныне – кафедра «Автомобиле- и тракторостроение» (АТ)) и переведенных с энергомашиностроительного факультета кафедр «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС), «Локомотивостроение» (ЛС), сейчас – кафедра «Электрический транспорт и тепловозостроение» (ЭТТ). Деканом был избран к. т. н., доцент (с 1995 года – профессор) кафедры АТ Георгий Николаевич Шепеленко. В период 1986–2000 годов факультет возглавлял к. т. н., доцент (с 1997 года – профессор) кафедры «Колесные и гусеничные машины им. А. А. Морозова» (КГМ) Виктор Константинович Белов. В 2000 году деканом был избран к. т. н., доцент (с 2003 года – профессор) кафедры КГМ Виталий Валериевич Епифанов.
Заместителями декана по учебной работе (дневное обучение) в разное время были: доцент кафедры АТ Анатолий Карпович Климов (1965–1977 гг.), доцент кафедры ДВС Владимир Феоктистович Шпак (1977–1984 гг.), доцент кафедры КГМ Олег Ибрагимович Абляскин (1984–1986 гг.), доцент кафедры ЛС Владислав Леонидович Добровольский (1986–1988 годы), доцент кафедры ДВС Владимир Григорьевич Семенов (1988–1998 гг.), доцент Виталий Валерьевич Епифанов (1998–2000 гг.), доцент кафедры КГМ Александр Витальевич Устиненко (2000–2004 гг.), доцент кафедры ДВС Николай Викторович Прокопенко (с 2004 года).
Заместителями декана по учебной работе (заочное и вечернее обучение) работали: доцент (с 1984 года – профессор) кафедры ДВС Николай Фокеевич Разлейцев (1968–1972 гг.) и доцент (с 2004 года – профессор) кафедры АТ Дмитрий Макарович Митропан (с 1972 года). В 1996 году эта должность упразднена.
В 1993 году введена должность заместителя декана по воспитательной работе, на которой работает доцент В. Ф. Шпак, а с 2007 года – доцент кафедры АТ Николай Егорович Сергиенко.
В 2000 году восстановлена должность заместителя декана по научной работе, которую занимали: старший научный сотрудник кафедры ДВС В. Г. Семенов, затем докторант кафедры КГМ Николай Анатольевич Ткачук, с 2002 года – доцент Н. В. Прокопенко, с 2004 года – доцент Н. Е. Сергиенко, с 2007 – доцент кафедры АТ Андрей Владимирович Рогов.
На должности заместителя декана по контрактному обучению с 2004 года работают доцент Н. В. Прокопенко, а затем доцент кафедры КГМ Сергей Николаевич Воронцов.
В 2005 году введена должность заместителя декана по методической работе, на которую назначен доцент (с 2008 года – профессор) кафедры АТ О. И. Абляскин.
Должность заместителя декана по физической культуре и спорту с 1988 года занимает старший преподаватель кафедры физического воспитания, судья Международной категории (1998 год), мастер спорта СССР Сергей Рипатович Грдзелидзе.
Происходили изменения и в руководящем составе кафедр факультета.
Со времени основания факультета кафедрой АТ заведуют: доцент Г. Н. Шепеленко, с 1974 года – к. т. н., доцент (с 1983 года – д. т. н., профессор) Михаил Николаевич Коденко, с 1994 года – к. т. н., доцент (с 2000 года – профессор) Валерий Михайлович Великодный. С 2001 года кафедрой руководит академик Академии наук высшего образования (АНВО) Украины (2008 год), д. т. н., профессор Вадим Борисович Самородов.
Кафедру ДВС возглавлял д. т. н., профессор Николай Матвеевич Глаголев, а с 1970 года – Заслуженный деятель науки (1985 год), лауреат Государственной премии (2008 год), академик АНВО Украины (1993 год), д. т. н., профессор Анатолий Федорович Шеховцов. С 2001 года кафедрой заведует Заслуженный деятель науки и техники (2005 год), лауреат Государственной премии (2008 год), академик АНВО (2001 год), проректор НТУ «ХПИ» по научной работе, д. т. н., профессор Андрей Петрович Марченко.
Кафедру ЛС (с 2001 года – кафедра ЭТТ) возглавлял Заслуженный деятель науки Украины (1982 г.), д. т. н., профессор Сергей Митрофанович Куценко, с 1990 года – доцент В. Л. Добровольский (1990–1993 гг.), член-корреспондент Транспортной академии Украины (2009 г.), к. т. н. (с 2002 года – д. т. н.), доцент (с 2003 года – профессор) Вячеслав Георгиевич Маслиев (1993–1998 гг.). С 1998 года кафедрой заведует д. т. н., профессор Виктор Иванович Омельяненко.
В 1972 году создана кафедра КГМ (в 2004 году ей присвоено имя легендарного конструктора танков А. А. Морозова), на которую переведена часть студентов и преподавателей кафедры АТ. Возглавил кафедру д. т. н., профессор Виталий Прокофьевич Аврамов. С 1992 года кафедрой руководит академик АНВО (1994 г.), Заслуженный деятель науки и техники (1998 г.), лауреат Государственной премии Украины (2000 г.), д. т. н., профессор Евгений Евгеньевич Александров, а с 2007 года – д. т. н., доцент Дмитрий Олегович Волонцевич.
В 1975 году в состав факультета введена кафедра «Высшая математика», которой руководят к. физ.-мат. н., доцент Алиса Михайловна Мануйлова, а с 1987 года – к. физ.-мат. н., доцент (с 2000 года – профессор) Юрий Леванович Геворкян. В 2002 году кафедра переведена на машиностроительный факультет.
В 2002 году в состав факультета включена кафедра «Теория механизмов, машин и роботов» (с 2005 года – кафедра «Теория и системы автоматизированного проектирования механизмов и машин» (ТММ и САПР)), которую возглавил кандидат (с 2004 года – доктор) технических наук, старший научный сотрудник (с 2005 года – доцент, с 2007 года – профессор) Н. А. Ткачук.
Сегодня ведется подготовка студентов как по специальностям, существовавшим в момент создания факультета: «Колесные и гусеничные транспортные средства» (кафедра АТ), «Двигатели внутреннего сгорания» (кафедра ДВС), «Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта» (кафедра ЭТТ), «Военные гусеничные и колесные машины» (кафедра КГМ), так и по открытым в последние годы: «Электрические системы и комплексы транспортных средств» (с 1991 года, кафедра КГМ), «Электрический транспорт» (с 1998 года, кафедра ЭТТ), «Автомобили и автомобильное хозяйство» (с 2004 года, кафедра АТ), «Информационные технологии проектирования» (с 2004 года, кафедры КГМ, ТММ и САПР).
На кафедрах факультета, кроме упомянутых выше, работали видные ученые и организаторы учебного процесса, профессоры: академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук М. И. Медведев, лауреаты Государственной премии Украины Ф. И. Абрамчук и Б. И. Кузнецов, Я. Л. Геронимус, Е. М. Гецович, Н. М. Глаголев, А. А. Грунауэр, И. Д. Долгих, В. Н. Загребельный, В. П. Изюмский, Р. В. Казачков, И. Е. Любарский, Я. М. Майер, В. В. Монич, П. М. Мухачев, В. А. Новгородцев, В. П. Ольшанский, В. П. Писарев, А. Н. Пойда, А. В. Рославцев, Д. В. Столяров, Е. И. Третяк, М. Г. Ходоревский, В. Т. Цветков, Н. К. Шокотов.
Сегодня учебный процесс осуществляют более 60 штатных преподавателей факультета, в том числе, кроме перечисленных ранее руководителей подразделений, профессоры: лауреаты Государственной премии Украины И. В. Парсаданов и В. А. Пылев, А. Д. Артюшенко, В. Т. Доманский, В. Г. Дьяченко, А. А. Зарубина, Н. Г. Медведев, В. Н. Омельченко. В подготовке специалистов задействованы и крупные руководители промышленности: Генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем – начальник Харьковского КБ по машиностроению им. А. А. Морозова, Герой Украины, лауреат Ленинской и Государственных премий, Заслуженный машиностроитель Украины, д. т. н., профессор М. Д. Борисюк; Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии, д. т. н., профессор, Главный конструктор ГП «Завод им. Малышева» В. Н. Зайончковский и другие.
Применение прогрессивных методов обучения, широкое использование в учебном процессе современных средств вычислительной техники и программных продуктов, мощная материальная база, участие студентов в проведении научных исследований позволяют обеспечить подготовку современных специалистов. Всего за годы существования на факультете подготовлено более восьми тысяч инженеров для промышленности Украины и зарубежных стран. Высокий уровень подготовки и востребованности специалистов подтверждается еще и тем, что конкурс при приеме на первый курс превышает 3 человека на место, а количество студентов контрактной формы обучения на факультете достигло 200.
Факультет гордится своими выпускниками, среди которых дважды Герой Социалистического Труда, Главный конструктор по танковому дизелестроению Челябинского Кировского завода И. Я. Трашутин, Герои Труда: Главные конструкторы Кировского завода Ж. Я. Котин и Н. С. Попов, Министр тяжелого машиностроения СССР К. Д. Петухов, директор Луганского тепловозостроительного завода Н. А. Турик, директор Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе П. Е. Саблев, Генеральный конструктор авиадвигателей А. Г. Ивченко, Генеральный конструктор России по подводным лодкам Н. И. Кваша, Генеральный конструктор Челябинского тракторного завода В. И. Бутов и многие другие.
На факультете успешно выполняется программа НТУ «ХПИ» «Кадры». Только за последние пять лет сотрудники кафедр защитили 4 докторских и 15 кандидатских диссертаций. На кафедрах факультета работают три специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям «Тепловые машины» (кафедра ДВС); «Вооружение и военная техника», «Системы и процессы управления» (кафедра КГМ), «Электрический транспорт» (кафедра ЭТТ).
Реализуя программу НТУ «ХПИ» «Учебник», преподаватели и научные сотрудники факультета за период 2005–2009 годы издали и подготовили к изданию более 10 учебников, монографий, учебных пособий. В 2008 году учебник «Двигатели внутреннего сгорания» в шести томах удостоен Государственной премии Украины в области науки и техники. На факультете издаются два научно-технических журнала: «Механика и машиностроение» (кафедра КГМ), «Двигатели внутреннего сгорания» (кафедра ДВС); сборники «Автомобиле- и тракторостроение» (кафедра АТ), «Машиноведение и САПР» (кафедра ТММ и САПР) и «Транспортное машиностроение».
Большое внимание на факультете уделяется научной работе. На всех кафедрах факультета ведутся хоздоговорные и госбюджетные темы, общий объем которых ежегодно составляет более 1 млн. гривен.
Мощный потенциал, созданный по всем направлениям деятельности за 45 лет существования факультета транспортного машиностроения, позволяет с уверенностью смотреть в будущее и решать новые задачи, которые ставит перед коллективом XXI век.