О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Урбаника как сфера университетской педагогики


[М. Красиков, доцент кафедры этики, эстетики и истории культуры]
#18-19 от 27.08.2010

Университет – детище цивилизации, феномен городской культуры, причем нередко (в частности, в Харькове) он играл градообразующую роль, т. е. способствовал созданию именно городского образа жизни, развитию всей инфраструктуры просвещенного европейского города и появлению сугубо урбанистических атрибутов (типографий, книжных магазинов, газет, журналов, общедоступных театров, вплоть до фонарей и мощеных мостовых). И сегодня, когда в любом крупном городе количество людей, причастных к высшему образованию, исчисляется не десятками (как, скажем, в начале XIX века в Харькове), а тысячами, университеты не перестают играть роль интеллектуальных и культурных центров не только города, но и региона. Это означает, что студенты и преподаватели должны осознать себя не просто заурядными «мещанами» или «городскими обывателями», как выражались в старину, не временными арендаторами части городской территории, но гражданами города, в котором каждый дом, каждое дерево, каждый клочок земли – сама История и часть общей жизни, кои сберечь и понять просто обязан интеллигентный человек, хотя бы потому, что без исторической (в том числе локально-исторической) памяти и его личная память, и хронотоп его жизни будут невероятно обеднены и ущербны.

Университет, исходя из смысла самого слова, должен формировать человека с универсальным мышлением, т. е. мировоззрением, способным вместить в себя Универсум. Человек-универсум (микрокосм) воспринимает как часть себя все, что вокруг, поэтому совершенно естественен его низкий болевой порог чувствительности ко всем неблагополучиям социосферы.

По-настоящему любить можно только то, что знаешь. И вот тут-то преподаватель и студент имеют счастливую возможность применить свои навыки познавательной деятельности, свое умение получать достоверную информацию – в сфере, может быть, и далекой от их профессиональных интересов, но экзистенциально значимой.

«Город – не стены, но люди», – говорили древние. А он – и то, и другое. В городе история людей неотделима от истории «стен». Каждый дом – немой, но красноречивый свидетель жизни тех, кто когда-то самонадеянно считали себя его хозяевами. Однако это он по-хозяйски принимал постояльцев, а теперь хранит о них память.

Одним из возможных вариантов включения урбаники в сферу педагогики является опыт Этнографического музея им. Г. Хоткевича, созданного нами при кафедре этики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ» в 1994–1995 годах. В ходе проведения в рамках курса эстетики знакомства студентов с архитектурой Харькова нами были отмечены как факт стремительного уничтожения или варварской перестройки старинных зданий, так и неравнодушие, по крайней мере, части молодежи к проблеме сохранения городской среды. Исходя из этого был разработан план постепенной фото- и видеофиксации улиц, находящихся в пределах исторической застройки Харькова (сер. XVII – нач. XX вв.), а также сбора фактического материала (из Интернета и по источникам, хранящимся в отделе украиники Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко) об улицах, динамике их названий, о домах, их строителях и бывших обитателях, о памятниках и мемориальных досках и даже об уличных граффити и стрит-арте.

За последние два года в результате выполнения краеведческих исследований, в которых приняло участие свыше 300 студентов, в музее собрано более 50 фотоальбомов и дисков, где запечатлены в разных ракурсах дома старого Харькова, а также собрана информация о многих из них. Каждый дом представлен как минимум пятью фотоснимками, а многие памятники архитектуры отображены во всех деталях – это 20 и более кадров. По возможности репрезентированы и интерьеры.

Как ни мало прошло времени с начала создания системной фото- и видеолетописи Харькова, но уже сейчас в анналах нашего музея можно увидеть здания, успевшие исчезнуть в 2009–2010 гг., как, например, двухэтажный домик на ул. Гоголя, прекрасный образец типовой застройки середины XIX столетия, заурядный в архитектурном отношении, но в комплексе с соседними зданиями второй половины XIX века составлявший определенный архитектурный ансамбль. Вроде бы мелочь, но бывшая Мало-Сумская, и без того обросшая за последние 20 лет помпезными новостройками, уже совершенно потеряла прелесть старинной улочки, с которой, между прочим, связаны имена известных писателей и филологов – В. Гаршина, А. Белецкого, К. Бальмонта, С. Городецкого, Г. Петникова, Божидара (Богдана Гордеева), Н. Недоброво и других незаурядных представителей отечественной культуры.

Привлечению внимания общественности к проблемам старого Харькова послужили две выставки, организованные музеем в читальном зале кафедры этики, эстетики и истории культуры. Выставка «Харьковский фотопараллелизм», авторами которой были бакалавр Харьковского государственного университета искусств имени И. Котляревского Алиса Василькова и студенты ИТ факультета НТУ «ХПИ» Антон Миронов и Алексей Кабанец, работала с сентября по декабрь 2009 года. Фотографии размещались на планшетах в два ряда: вверху – дореволюционные снимки, внизу – современные, сделанные ребятами сто лет спустя примерно с той же точки. Еще ниже давалась историческая справка об улице. Сопоставление кадров, к сожалению, чаще всего приводило к мысли о том, что город в центральной его части больше потерял, чем приобрел, если говорить об архитектуре.

В сентябре 2009 г. музеем совместно с профкомом студентов НТУ «ХПИ» был объявлен внутривузовский фотоконкурс (обязательной частью его был сбор исторических данных и написание эссе) на тему «Город, который мы теряем». В конкурсе приняли участие 25 человек – студенты 2 и 5 курсов трех факультетов. 15 января 2010 г. в читальном зале кафедры состоялось открытие выставки, награждение победителей и остальных участников. Целью акции было обращение общественности, администрации города и влиятельных людей «лицом» к судьбе заброшенных зданий, многие из которых представляют значительный интерес как в архитектурном отношении, так и в культурно-историческом. Вот как написала в своем эссе студентка 2 курса факультета интегрированных технологий Оксана Малютина, одна из победительниц конкурса: «Отдельные детали архитектуры старых домов завораживают, впечатляют, такие изюминки тяжело найти на современных домах. Очень жаль, что проходя мимо старых домов, люди думают лишь о том, когда же их, наконец, снесут. Предприниматели же только и мечтают о новой строительной площадке в центре города. А ведь памятники архитектуры – это, прежде всего, красота. Каждый дом уникален, прекрасен. Каждое строение – это как отдельное живое существо, со своей энергетикой, аурой. С каждым домом связаны мысли и события каких-то людей. А сейчас эти сосуды жизни, эти прекрасные дома, просто убивают, уничтожают, и, к большому сожалению, некоторые памятники архитектуры Харькова остались только на пленке студентов Политеха, и очень многие, которые не удалось зафиксировать, исчезли бесследно. Оставшиеся же памятники архитектуры похожи на призраки. Вот поэтому и нужно сохранять старый Харьков, он действительно исчезает! К сожалению, харьковчане не ценят свой город, они ходят каждый день по улицам и не замечают красоты, которая их окружает».

О педагогическом эффекте данной выставки точно сказала журналистка газеты «Харьковские известия», известный краевед Инна Можейко: «…студенческие работы свидетельствуют о том, что, по крайней мере, среди участников конкурса равнодушных к своему городу и сохранению архитектурного наследия не было. А то, что эту выставку смогут посмотреть другие, позволяет надеяться: зароненное в юности зерно бережного отношения к прошлому не позволит потом, уже во взрослой жизни, варварски уничтожать то немногое, что ещё от него осталось».

Об этом же педагогическом аспекте данного проекта писали в своих откликах и студенты-искусствоведы Харьковской государственной академии дизайна и искусств Сергей Канцедал и Наталия Маценко. В частности, Н. Маценко отмечала: «Молоді автори, що взяли участь у виставці, – не фотографи, архітектори чи культурологи, а майбутні спеціалісти технічної сфери. Проте від того, що їх робота не професійна, вона стає лише ціннішою – зміст не схований за формальною бездоганністю, завдяки дещо наївній подачі ще краще прочитується щирість наміру та ідея. Є щось по-справжньому зворушливе у цих розмальованих від руки ватманах. Вони виконують подвійне завдання – не лише фіксують зникаючу історію, а й зачіпають душу, звертають увагу на проблему, даючи зникаючому шанс на порятунок. І якщо цей та подібні проекти матимуть успіх і досягнуть своєї мети, є надія, що за сумною назвою «Місто, яке ми втрачаємо» невдовзі можна буде побачити новий зміст – «Місто, яке ми зберегли».

Выставка имела определенный социальный резонанс: с ней познакомились не только политехники, но и студенты других вузов (Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, Харьковской государственной академии культуры, Харьковской государственной академии дизайна и искусств), краеведы, гости города; по областному радио прозвучал репортаж с открытия, прошли сюжеты по двум телеканалам (ОТБ, «Первая столица»), появились отклики в печатных и электронных СМИ.

В сентябре 2010 г. стартует новый фотоконкурс (также с непременным представлением исторических материалов и написанием эссе) – «Харьковские дворики», который предполагает знакомство с теми немногими островками тихого, уютного, «домашнего» Харькова, которые ещё чудом кое-где сохранились, но нещадно застраиваются и уродуются без всяких там сантиментов «денежными ребятами». А мир всё-таки спасет, по чьему-то удачному выражению, не красота, а сентиментальность. Впрочем, и подлинная мысль Достоевского звучит значительно глубже, чем её расхожий вариант: сознание красоты спасет мир. Именно пробуждению у харьковчан «чувств добрых» (А. Пушкин) и сознания красоты родного города должна послужить задуманная акция. В декабре 2010 года итоги конкурса будут подведены, откроется одноименная выставка, а предыдущая экспозиция «Город, который мы теряем» отправится в странствие по харьковским вузам, в первую очередь, в гости к будущим историкам, культурологам, архитекторам, коммунальщикам.

В феврале 2011 г. будет объявлен следующий фотоконкурс – «Последние мазанки Харькова», смысл которого – и этнографический (фиксация и описание традиционных народных жилищ, имеющих, как минимум, полувековую историю, но построенных по образцам тысячелетней давности; весьма любопытно будет соотнести полученные визуальные данные с фотографиями, рисунками и наблюдениями, сделанными в Харькове почти 100 лет назад С. А. Таранушенко) и эстетический (не случайно мазанки были предметом любования всех украинских художников, в т. ч. слобожанских – таких, как С. Васильковский и П. Левченко). В мае 2011 г. планируется подведение итогов и открытие фотовыставки. Не исключено, что конкурсы 2010–2011 годов приобретут межвузовский характер.

Урбаника – благодатное поле для педагогики. Если, конечно, последняя является живым делом, а не набором мертвых догм и скучных абстракций.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2019


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет