Гордость и слава Харьковского политехнического

[В. Епифанов, А. Марченко]
#1-2 от 15.01.2010

К 80-летию со дня рождения Н. И. Кваши

Николай Иосифович Кваша родился 8 декабря 1929 года в городе Зиновьевске (ныне – Кировоград) в семье железнодорожника, потомка запорожских казаков. Подростком Николай Кваша пережил голод на Украине в начале 30-х годов и немецкую оккупацию в годы Великой Отечественной войны.

После окончания школы с золотой медалью он направил документы в Одесское высшее мореходное училище. Но путь туда, увы, был для него заказан – оккупационное прошлое сыграло злую шутку. Поступил в Харьковский авиационный институт, однако узнал, что все выпускники, бывшие в годы войны на оккупированной территории, подлежат распределению на фабрику алюминиевой посуды. Поэтому после третьего курса перевелся в Харьковский политехнический институт на энергомашиностроительный факультет. После окончания в 1953 году института с отличием по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» (специализация – судовые двигатели) направлен Министерством транспортного и тяжелого машиностроения СССР на завод «Красное Сормово» в город Горький (ныне – Нижний Новгород) – одно из крупнейших оборонных предприятий страны.

В бюро автоматизации и механизации производства завода первым его заданием была разработка чертежей переоборудования мостового крана одного из цехов. Через 10 месяцев новая должность – старший инженер, а еще через год – начальник конструкторского бюро (КБ) автоматизации производства завода.

В 1956 году Н. И. Квашу избрали первым секретарем комитета комсомола завода, а с февраля 1957 года он работал во вновь организованном специальном КБ – СКБ-112 (позднее центральное КБ (ЦКБ) «Лазурит»), имевшем задачу проектирования подводных лодок. Одним из первых был зачислен в СКБ сначала инженером, но очень быстро стал ведущим конструктором по вооружению, затем начальником отдела автоматики и электроники, заместителем главного конструктора подводной лодки.

С 1962 года Николай Иосифович – главный инженер СКБ, а с 1984 года одновременно стал и главным конструктором ЦКБ «Лазурит». С 1993 года – Генеральный директор и Генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Лазурит».

За годы работы участвовал в проектировании и создании многочисленных подводных аппаратов, в том числе дизель-электрической подводной лодки проекта 633, атомной подводной лодки проекта 670 (вооруженной крылатым стартом), подводной лодки – мишени проекта 690, спасательной подводной лодки проекта 940 «Ленок», глубоководного спасательного аппарата проекта 1855 «Приз» и др.

До подводных лодок проектную работу в СКБ Н. И. Кваша начинал с разработки проекта подводного танка сапера-разведчика, который был построен на Крюковском вагоностроительном заводе (Полтавская область). Были и другие периоды творческой жизни, связанные, например, с разработкой схемы постановки гидроакустической станции обнаружения подводных лодок «Амур» в районе Камчатки или разработкой проектов и освоением подводных спасательных, рабочих, научно-исследовательских, поисковых и водолазных аппаратов.

Вершиной творчества КБ и его главного конструктора стала атомная подводная лодка проекта 945 «Барракуда», первая лодка в стране с полностью титановым корпусом. Формы и стремительные плавные обводы корпуса напоминают форму одного из лучших океанских пловцов – тунца, что обеспечило высокую скорость на любых глубинах. Лодка вооружена новейшими боевыми ракетами, придающими ей ударный потенциал. Главный козырь лодки – низкие физические поля, низкие магнитные и электрические характеристики. Акустические данные «Барракуды» сравнялись с американскими аналогами, что позволило устранить один из главных недостатков советских атомоходов – высокую шумность (за которую американцы дали им обидное прозвище «ревущие коровы»).

Для проверки на практике проектных решений и поиска путей улучшения «Барракуды» генеральный конструктор вышел на головной лодке в дальний автономный поход продолжительностью свыше 100 суток. Лодка на практике показала свои уникальные технические данные, незамеченно миновав ряд противолодочных рубежей США в Атлантике. Когда в 1990-х годах Николай Иосифович рассказал об этом походе, в США прогремел большой скандал – ведь они так и не зарегистрировали в свое время этот подводный атомоход, три месяца находившийся у их берегов с тысячами Хиросим на борту.

За участие в специальных испытаниях многоцелевой атомной подводной лодки «Барракуда» (на снимке) Н. И. Кваше в 1993 году присвоено звание «Герой Российской Федерации». На рубеже ХХ и ХХI веков при непосредственном руководстве и личном участии Николая Иосифовича разработаны наукоемкие, высокотехнологичные образцы техники гражданского назначения: комплекс подводных технических средств добычи нефти и газа на арктических глубоководных месторождениях; комплекс плавучих технических средств для заглубления морских трубопроводов; суда различных назначений (подводно-технических, водолазных работ, ремонтных работ на водных переходах, а также гамма рыбопромысловых судов); блочная газотурбинная электростанция; медицинские многоместные и одноместные лечебные барокомплексы; туристские подводные суда и т. д.

За 50 лет работы в ЦКБ «Лазурит» Н. И. Кваша принимал участие в проектировании всех подводных лодок, внося заметный вклад в разработку проектов (о чем свидетельствует более 50 авторских свидетельств и патентов на изобретения). Он – доктор транспорта (почетное звание в РФ), действительный член Академии транспорта Российской Федерации. За активный творческий вклад в новые проекты награжден орденами Ленина, двумя «Трудового Красного Знамени», «Знак почета», «За Заслуги перед Отечеством» 3-й степени, многими медалями, удостоен звания лауреата Премии Правительства России.

Умер Николай Иосифович 4 ноября 2007 года.

В. Епифанов, декан факультета ТМ,
А. Марченко, проректор, заведующий кафедрой ДВС

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет