О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Генеральный конструктор «Бурана» – выпускник ХПИ


#25 от 23.12.2009

Твоя история, ХПИ

Генеральный конструктор «Бурана» – выпускник ХПИ

К 100-летию Г. Е. Лозино-Лозинского

25 декабря 2009 г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, выпускника нашего университета Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского – Героя Социалистического Труда, генерального директора и генерального конструктора НПО «Молния», д. т. н., профессора, академика, вице-президента Российской инженерной академии, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР.

В 1925 году 16-летний Глеб Лозино-Лозинский поступил на специальность «Теплотехника» Харьковского механико-машиностроительного института. После его окончания в 1930 году инженер-паротехник Лозино-Лозинский работал на Харьковском турбогенераторном заводе, участвовал в проектировании отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности, преподавал на курсах для квалифицированных рабочих, несмотря на молодость, был авторитетным среди коллег. Неудивительно, что именно его в 1932 году пригласили в Харьковский авиационный институт участвовать в создании паросиловой установки мощностью в 3000 л. с. для бомбардировщика, который проектировал А. Н. Туполев. Молодой инженер показал огромный технический талант. В 1937–38 годах вместе с М. Е. Гиндесом и А. М. Люлькой он обосновал возможность создания газотурбинного двигателя, положив этим начало новой эры в развитии авиации.

С начала войны Лозино-Лозинский работает у Микояна, в 1942-м вместе с его КБ возвращается из эвакуации в Москву. Здесь он занялся разработкой различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. В 1947 году установка первой в мире форсажной камеры его конструкции в истребителе с поршневым двигателем позволила повысить скорость истребителя МИГ-13 с 700 до 850 км/час. При создании первого в мире сверхзвукового истребителя МИГ-19 и лучшего истребителя своего времени МИГ-21 Лозино-Лозинский возглавлял в КБ Микояна работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой. Модифицированный МИГ-21 установил в 1961 году абсолютный мировой рекорд высоты. Именно мощная силовая установка предопределила превосходство МИГов над самолетами потенциальных противников.

Так, во время войны во Вьетнаме соотношение потерь с 1966 по 1970 годы между советскими и американскими истребителями составило 3,1 к 1 в пользу МИГ-21. За участие в создании сверхманеврового истребителя-перехватчика МИГ-25 (скорость 3600 км/час) Лозино-Лозинскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В начале 1960-х годов в США был построен экспериментальный ракетоплан Х-15 с высотой полета 107906 м и скоростью в 6,72 раза превышающей скорость звука. Между США и СССР развернулось соперничество. В соответствии с планами Советского Союза была утверждена тема по созданию двухступенчатой авиационной космической системы, получившей индекс «Спираль». Главным конструктором назначили Лозино-Лозинского. Но Н. С. Хрущев решил, что если есть ракеты, то авиация не нужна. Несколько КБ, начавших работу по этой системе, были закрыты. После снятия Н. С. Хрущева в 1964 году ситуация изменилась, но работа над АКС «Спираль» была прекращена. Глеба Евгеньевича в 1965 году назначают главным конструктором по созданию многоразового самолета, который выводился бы в космос, стартуя с самолета-разгонщика. В начале 70-х годов, когда бурно развивалась ракетная техника, Лозино-Лозинский сказал: «Несмотря на все восторги по поводу ракет, не следует забывать и о крылатых авиакосмических системах. Они нам еще пригодятся». Запуски «Бурана» и американских «Шаттлов» подтвердили справедливость его слов.

В 1971 году Лозино-Лозинского назначают главным конструктором сверхзвукового перехватчика, которого впоследствии весь мир узнал как МИГ-31. Через год Глеб Евгеньевич представил проект истребителя МИГ-29. К началу 1993 года их было выпущено более 1000. Это один из лучших истребителей четвертого поколения, он знаменит на весь мир и состоит на вооружении более 20 стран.

Когда в 1972 году в США приступили к разработке своего космического «челнока», то руководство СССР потребовало от ученых и конструкторов создать «наш, советский шаттл». Работы над многоразовым орбитальным кораблем начались в 1974 году в рамках подготовки «Комплексной программы НПО «Энергия», а закрытое Постановление правительства СССР в 1976 году гласило о создании многоразовой системы, впоследствии получившей название «Энергия-Буран». Ответственным за эту работу определялось специально созданное НПО «Молния» во главе с генеральным директором – главным конструктором Г. Е. Лозино-Лозинским. В результате напряженной многолетней работы был создан многоразовый космический корабль с уникальными характеристиками. Первый и единственный его полет состоялся 15 ноября 1988 года. Сделав 2 витка вокруг Земли, корабль сел на космодроме «Байконур». Этот полет стал сенсацией: создателям «Бурана» удалось осуществить посадку в автоматическом режиме. Успех «Бурана» стал триумфом Лозино-Лозинского. Но после распада СССР у России не было средств, чтобы продолжить работу над авиакосмическими системами.

Еще в конце 80-х годов Глеб Евгеньевич участвовал в разработке многоразовой авиационно-космической системы МАКС с использованием «летающего космодрома», сверхтяжелого транспортного самолета АН-225 «Мрия», ряда самолетов схемы «триплан» – от такси «Молния-1» до сверхтяжелого «Геракла». Участвовал в создании МИГов – от МИГ-9 до МИГ-31.

Лозино-Лозинский был одним из основателей Российской инженерной академии, являлся научным редактором журнала «Авиакосмическая техника и технология», был действительным членом международной академии астронавтики, автором многих книг и научных статей, заведующим кафедрой «Авиационно-космические системы» в МГТУ им. К. Э. Циолковского. Заслуги Лозино-Лозинского отмечены 6 орденами и многими медалями. Он удостоен Ленинской и 2 Государственных премий СССР. Германское общество аэронавтики и астронавтики присудило ему международные премии имени Зенгера и В. фон Брауна.

Умер Глеб Евгеньевич 28 ноября 2001 года в Москве. Он был яркой личностью, ученым с мировым именем, талантливым инженером, организатором производства и авиационно-космической техники.

А. Игнатченко, сотрудник музея НТУ «ХПИ»

 

17–18 грудня в залі засідань Вченої ради НТУУ «Київський політехнічний інститут» відбулись урочисті заходи, присвячені 100-річчю від дня народження Г. Є. Лозино-Лозинського. У них взяли участь заступник директора Національної аерокосмічної агенції України Е. І. Кузнєцов, гості з Росії – донька Гліба Євгеновича – Ірина Глібівна, колишній заступник генерального директора НВО «Молнія», нині депутат Держдуми Росії О. І. Нікітін, генеральний директор ВАТ «Тушинський машинобудівний завод» О. С. Башилов, а також спеціалісти КБ «Південне» та ВО «Південний машинобудівний завод», ветерани космодрому «Байконур», перший український космонавт Л. Каденюк, ректор Національного аерокосмічного інституту «ХАІ» В. С. Кривцов.

Від Alma mater Г. Є. Лозино-Лозинського передала вітання та подарунки від ректорату директор музею нашого університету Г. В. Бистріченко. Ірина Глібівна Лозино-Лозинська щиро подякувала колективу НТУ «ХПІ» за збереження пам’яті про її батька та побажала сучасним харківським студентам-політехнікам – майбутнім інженерам: «Працюйте над собою, удосконалюйте себе так, щоб досягти поставленої мети. Мій батько це робив протягом усього життя. Бажаю вам наблизитися до його висот».

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет