О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Испытано практикой


[Т. Рябова, доцент кафедры общей экономической теории]
#2-3 от 12.02.2009

Проводимый в форме тренинга мастер-класс «Организация работы в малых группах для развития межличностных компетенций студентов» привлек внимание не только научно-педагогических работников НТУ «ХПИ», но и представителей других вузов Харькова.

Эффективная организация работы в малых группах, в том числе долгосрочная работа в рамках курса по проектам – один из наиболее действенных способов развития компетенций, которые востребованы современным рынком труда. При этом место для такой работы есть практически в любом курсе, и все зависит от желания и умения преподавателя соответственно выстроить работу.

Руководители мастерской – доцент Елена Владимировна Решетняк и старший преподаватель Ирина Владимировна Глущенко (Центр «Перспектива») поставили следующие обучающие цели:

  • проанализировать возможности использования групповой работы студентов для развития межличностных компетенций;
  • идентифицировать обязательные компоненты эффективного занятия в формате групповой работы;
  • апробировать механизмы групповой работы на собственном опыте посредством участия в деловой игре;
  • обменяться лучшими практиками развития межличностных компетенций через использование групповой работы в учебном процессе.

Принимая во внимание поставленные цели, тренеры построили большую часть работы мастер-класса в таком формате, чтобы его участники смогли на себе апробировать особенности различных видов групповой работы. Оттолкнувшись от характеристики компетенций, которые, по мнению европейских и украинских работодателей, являются значимыми для успеха сотрудника, участники мастерской проанализировали преимущества работы в малых группах и возможные недостатки.

Участники также имели возможность проанализировать эффективность организации групповой работы. Предложенная с этой целью деловая игра по принятию долгосрочных инвестиционных решений – задача непростая, но все группы успешно, хотя и по-разному, с ней справились. Участники не только познакомились с принципами принятия финансовых решений, но и с важными ролями участников в хорошо организованной группе.

Особый интерес вызвал метод кооперативного обучения «мозаика», который позволяет каждому из участвующих в задании выступить в роли эксперта, обучающего, ответственного не только за личный результат, но и за успешность всей группы. Живую дискуссию вызвал вопрос оценивания групповой работы студентов и тех необычных для традиционного учебного процесса методов, которые могут быть задействованы при этом: эссе, фокус-группа, письменный отчет о работе группы с анализом вклада каждого из ее участников.

Такие результаты кооперативного обучения, как лучшие достижения обучаемых, формирование совместной ответственности, формирование навыка работы в команде, удовлетворение потребности в поощрении обратной связи, повышение самооценки обучаемых, достижение эффекта синергии, оказались очень привлекательными для участников мастерской. Большая часть посетивших мастер-класс планирует в самое ближайшее время апробировать увиденные методы работы в малых группах.

Вызвавший у меня особый интерес метод «мозаики» был применен уже на первых в этом семестре занятиях на АП факультете для изучения незнакомого студентам материала по экономической теории. Это потребовало подготовки раздаточного материала, первое занятие прошло интересно, результативно и с участием всех студентов. Причем активная работа в малых группах позволила студентам в то же время чувствовать себя достаточно свободно и раскованно, что способствовало обучению.

Думаю, что коллеги, заинтересованные в прогрессивных методах обучения, не пожалеют о времени, затраченном на изучение новых методик, предлагаемых энтузиастами своего дела Е.В. Решетняк и И.В. Глущенко. А интерпретировать методики – это уже дело педагогического мастерства самого преподавателя.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет