Проводимый в форме тренинга мастер-класс «Организация работы в малых группах для развития межличностных компетенций студентов» привлек внимание не только научно-педагогических работников НТУ «ХПИ», но и представителей других вузов Харькова.
Эффективная организация работы в малых группах, в том числе долгосрочная работа в рамках курса по проектам – один из наиболее действенных способов развития компетенций, которые востребованы современным рынком труда. При этом место для такой работы есть практически в любом курсе, и все зависит от желания и умения преподавателя соответственно выстроить работу.
Руководители мастерской – доцент Елена Владимировна Решетняк и старший преподаватель Ирина Владимировна Глущенко (Центр «Перспектива») поставили следующие обучающие цели:
- проанализировать возможности использования групповой работы студентов для развития межличностных компетенций;
- идентифицировать обязательные компоненты эффективного занятия в формате групповой работы;
- апробировать механизмы групповой работы на собственном опыте посредством участия в деловой игре;
- обменяться лучшими практиками развития межличностных компетенций через использование групповой работы в учебном процессе.
Принимая во внимание поставленные цели, тренеры построили большую часть работы мастер-класса в таком формате, чтобы его участники смогли на себе апробировать особенности различных видов групповой работы. Оттолкнувшись от характеристики компетенций, которые, по мнению европейских и украинских работодателей, являются значимыми для успеха сотрудника, участники мастерской проанализировали преимущества работы в малых группах и возможные недостатки.
Участники также имели возможность проанализировать эффективность организации групповой работы. Предложенная с этой целью деловая игра по принятию долгосрочных инвестиционных решений – задача непростая, но все группы успешно, хотя и по-разному, с ней справились. Участники не только познакомились с принципами принятия финансовых решений, но и с важными ролями участников в хорошо организованной группе.
Особый интерес вызвал метод кооперативного обучения «мозаика», который позволяет каждому из участвующих в задании выступить в роли эксперта, обучающего, ответственного не только за личный результат, но и за успешность всей группы. Живую дискуссию вызвал вопрос оценивания групповой работы студентов и тех необычных для традиционного учебного процесса методов, которые могут быть задействованы при этом: эссе, фокус-группа, письменный отчет о работе группы с анализом вклада каждого из ее участников.
Такие результаты кооперативного обучения, как лучшие достижения обучаемых, формирование совместной ответственности, формирование навыка работы в команде, удовлетворение потребности в поощрении обратной связи, повышение самооценки обучаемых, достижение эффекта синергии, оказались очень привлекательными для участников мастерской. Большая часть посетивших мастер-класс планирует в самое ближайшее время апробировать увиденные методы работы в малых группах.
Вызвавший у меня особый интерес метод «мозаики» был применен уже на первых в этом семестре занятиях на АП факультете для изучения незнакомого студентам материала по экономической теории. Это потребовало подготовки раздаточного материала, первое занятие прошло интересно, результативно и с участием всех студентов. Причем активная работа в малых группах позволила студентам в то же время чувствовать себя достаточно свободно и раскованно, что способствовало обучению.
Думаю, что коллеги, заинтересованные в прогрессивных методах обучения, не пожалеют о времени, затраченном на изучение новых методик, предлагаемых энтузиастами своего дела Е.В. Решетняк и И.В. Глущенко. А интерпретировать методики – это уже дело педагогического мастерства самого преподавателя.