К пятилетнему юбилею кафедры межкультурной коммуникации и иностранного языка
Время летит очень быстро, и мы практически не успели оглянуться, как нам исполнилось «уже» пять лет. Я думаю, что разница между словами «уже» и «только» заключается не столь в их семантике, а сколько в коннотации, в оценке к «подведению итогов» за определенный промежуток времени. Так вот, «уже»… И дальше мне хочется привести мнения самих сотрудников кафедры.
Старший преподаватель Т.Н. Нетецкая: «За пять лет существования наша кафедра проделала большую работу: учебную, научную, методическую, воспитательную и общественную. И о каждом виде деятельности можно много рассказать и поделиться опытом. Но я хочу затронуть один аспект нашей работы, которому кафедра отдавала и отдает много сил – это создание специализации «Связи с общественностью» или PR.
PR являются одним из элементов всего многообразия видов деятельности, составляющих нашу жизнь. В мире бизнеса PR во многом определяют деятельность любых организаций, играют ключевую роль в информировании общественности, объяснении той или иной ситуации или обстоятельств, помогая преодолеть незнание или даже враждебность общества и обернуть их в пользу понимания и принятия.
Специалисты по связям с общественностью создают и поддерживают имидж фирмы и руководителей, формируют корпоративную культуру, организовывают выставки, презентации, ярмарки, составляют пресс-релизы, предотвращают кризисные ситуации.
Идея открыть такую специализацию в нашем университете была неслучайной. Факультет бизнеса и финансов давно готовит прекрасных специалистов по специальности менеджмент внешнеэкономической деятельности. Учитывая современное развитие международной рыночной экономики, ее глобализацию, конкуренцию на рынке, менеджерам ВЭД предлагается углубить свои знания в области PR, которые востребованы в различных сферах современного бизнеса. Сотрудниками нашей кафедры были разработаны учебная программа и свыше 10 базовых курсов по PR и коммуникативным технологиям. В результате интенсивной профориентационной работы с выпускниками школ в 2005 году была набрана первая группа студентов по данной специализации. Уже на первом курсе они прослушали лекционный курс «Введение в специальность», где познакомились с основами PR, а на практических занятиях попробовали сделать первые шаги специалиста по связям с общественностью. Пройдет еще немного времени, и я уверена, что ребята, выбравшие себе такую замечательную специальность, станут настоящими мастерами своего дела и свои знания PR-технологий применят для развития фирм, организаций и экономики страны в целом. В этом году в сотрудничестве с директором Центра по связям с общественностью Национального университета им. В.Н. Каразина доцентом И.А. Солдатенко мною было подготовлено учебное пособие по «Теории и практике PR в бизнесе», которое, как я надеюсь, также поможет нашим студентам освоить азы этой профессии».
Доцент кафедры, зам. заведующего по организационной работе Г.И. Дидович: «По роду деятельности мы – преподаватели, по призванию – педагоги. А по сути – все еще учащиеся и слушатели («Век живи – век учись»). Учимся мы, во-первых, строить гуманные и мудрые отношения с теми, кого учим, понимая, – «что посеешь, то пожнешь». Во-вторых, мы учимся профессионализму и педагогическому мастерству; мы в постоянном поиске новой полезной информации, новой методики преподавания. Сегодня для этого есть все возможности: тематика международных научно-практических конференций настолько разнообразна, актуальна и порой волнующа, а география такая обширная, что каждый может выбирать на свой вкус. Судите сами: только за последние два года наши сотрудники работали, выступали и издавались в таких городах Украины, как: Киев, Харьков, Днепропетровск, Кировоград, Николаев, Одесса, Луганск, Донецк; Симферополь, Алушта, Севастополь, Ялта, Алупка; в ближнем и дальнем зарубежье – России, Грузии, Германии, Австрии, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, Италии, Греции, Франции, США.
В последнее время заинтересованность педагогов в обсуждении злободневных проблем образования и воспитания, межкультурной коммуникации и PR значительно возросла, и это сразу же сказалось на повышении активности сотрудников и их участия в различного рода симпозиумах, Интернет-конференциях, мастер-классах и прочее, где предоставляется отличная возможность поделиться своим опытом и приобрести новый. Для молодых преподавателей нашей кафедры такие поездки и выступления – обязательная часть их работы над кандидатскими диссертациями, для остальных – пища и благодатный материал для работы в творческих группах по направлениям социальных коммуникаций, Интернет-технологий, обучению иностранного языка для специальных целей. Однако основой основ нашего профессионального роста я считаю научно-методические семинары, которые проводятся с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области лингвистики, экономики, бизнеса, организуемые нашей кафедрой. В этом большая заслуга заведующей кафедрой, профессора Е.И. Горошко, которая считает, что приглашение к сотрудничеству неординарных, ярких личностей, тех, кого сейчас называют кратким словом «профи», дает уникальную возможность нам, преподавателям, нашим студентам, магистрам, аспирантам, коллегам из других вузов как учиться у таких людей, так и общаться с носителями других культур. Е.И. Горошко сама организует и проводит тренинги и «круглые столы», которые с удовольствием посещают не только сотрудники кафедры, но и представители других вузов Харькова и Украины в целом. Более того, международные контакты и сотрудничество кафедры в области инновационных технологий способствует тому, что молодые преподаватели кафедры стали уже сами организовывать и проводить подобного рода мероприятия. Так, на протяжении этого учебного года старший преподаватель кафедры А.С. Молодых ведет прекрасный семинар по технологиям Веб 2.0. в преподавании иностранных языков для сотрудников нашего университета.
Из семинаров, запомнившихся лекторским мастерством, емкостным материалом, новизной мысли, новаторским подходом, результативностью единодушно были названы: полугодичный семинар по «Основам деловых межкультурных коммуникаций», проведенный Дэвидом Арнольди (США), 3-х-дневный семинар «Английский сегодня. Навыки бизнес-коммуникации» с участием Дэвида Эванса из Великобритании (по учебнику которого «Пауер Бейс» занимаются многие студенты факультетов, обслуживаемых кафедрой), цикл семинаров и интерактивных занятий «Высшее образование в Украине и Америке: сравнительный анализ» под руководством Ч.Тоса, профессора и заведующего кафедрой Карлова университета г. Питсбурга (США). Частыми гостями на нашей кафедре стали представители команды по профессиональному развитию Британского Совета в Украине В.П. Бакуменко, А.В. Чеботарев, Е.В. Бондаренко. Несколько лет «в гости» с проведением семинаров по проблемам дистанционного обучения, реформирования Европейского образования в рамках Болонского процесса, межкультурной и научной профессиональной коммуникации приезжают заведующая кафедрой славистики Клагенфуртского университета (Австрия) профессор Урсула Долешаль, руководитель программы организационных и научных коммуникаций Джеймс Медисон университета (США) профессор Павел Землянский и многие другие.
Невозможно однозначно сказать, какие из мастер-классов и презентаций лучшие, но очевидно одно: все они дают нам мощный заряд положительной энергии, принося счастливое знакомство с коллегами – носителями языка, возможность обменяться опытом, узнать что-либо новое и просто радость общения с коллегами по профессиональным темам!»
Старший преподаватель Л.Н. Салионович: «Сфера научных интересов кафедры довольно многогранна – от методики дистанционного обучения до социальных коммуникаций, PR, исследований в области научно-профессиональной коммуникаций и гендерных студий.
Комплексной научной темой кафедры является «Гендерные особенности социальных коммуникаций». Эта тема была выбрана отнюдь не случайно, поскольку заведующая кафедрой Е.И. Горошко была одной из первых в Украине, кто начал развивать гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. Сегодня слово гендер звучит не так устрашающе, как, скажем, десять лет назад, и гендерные исследования постепенно занимают надлежащее место в научной парадигме знания. И в этом немалая заслуга именно нашей заведующей, как ученой, известной своими научными трудами (а их уже свыше 150) как в ближнем, так и дальнем зарубежье. Сейчас Е.И. Горошко работает над второй докторской диссертацией в области социологии, которая охватывает гендерные аспекты электронных коммуникаций. Под ее руководством по тематике электронной немецкоязычной коммуникации также была защищена кандидатская диссертация теперь доцентом нашей кафедры, к. ф. н. А.Н. Саенко. В области корпоративных и политических коммуникаций в Интернете работают молодые преподаватели кафедры Е.А. Жигалина, Е.Г. Сапрунова, Л.В. Павлова.
Особое внимание на кафедре также уделяется проблемам дистанционного обучения. За последние несколько лет на кафедре было разработано более десяти дистанционных курсов, которые активно используются на практических занятиях по иностранному языку, а также при чтении спецкурсов. Разработкой дистанционных курсов занимаются профессор Е.И. Горошко, старший преподаватель А.С. Молодых, преподаватель Е.А. Шахматова, доцент П.П. Мужецкий и другие сотрудники. В настоящий момент кафедрой внедряется новая виртуальная среда «Мудл», позволяющая эффективно использовать в мультиязычном образовательном процессе уникальные возможности широкополосного Интернета.
Преподаватели кафедры принимают участие в ряде международных проектов. Так, доцент В.В. Кульшань уже несколько лет участвует в совместном украинско-французском проекте в рамках программы Темпус в Украине. Одним из результатов этого проекта стала разработка механизмов взаимодействия между университетами и бизнесом и соавторство в написании учебных пособий по межкультурному менеджменту. В рамках сотрудничества с Клагенфуртским университетом (Австрия) преподаватели Е.Ю. Прибылова и Е.В. Шахматова принимают участие в стажировках и совместном проекте, посвященном вопросам дидактики и методики научного письма. Заведующая кафедрой Е.И. Горошко в рамках совместного проекта ряда университетов Европы участвует в организации кафедры Юнеско в области гендерного равноправия в образовании.
В целом за время существования кафедры сотрудниками было опубликовано более 130 статей, большая часть из них – в специализированных изданиях ВАК Украины, издано 2 учебных пособия с грифом МОН Украины, опубликован ряд работ в зарубежных реферируемых изданиях. Заведующей кафедрой Е.И. Горошко было издано три научных монографии. И в связи с тем, что на кафедре сейчас работает много молодых сотрудников, большинство которых занимается наукой, я думаю, количество научных публикаций будет увеличиваться, а тематика научных исследований может стать более разнообразной».
Заведующая кафедрой, д. ф. н. РФ, профессор Е.И. Горошко (продолжение): «А теперь о «только». Я думаю, что специализация – это только первый шаг к открытию направления по подготовке специалистов в области социальных коммуникаций. Актуальность этой темы неоспорима, т. к. сейчас всё чаще и чащё ученые, работающие в области прогнозирования и развития социальных систем и общества в целом, говорят о становлении не просто информационного общества, а возникновении уже информационно-коммуникативного общества, где именно коммуникациям будет принадлежать ведущая роль. При этом, и это я хочу особо подчеркнуть, глобализация мирового сообщества объективно усиливает потребность в совершенствовании коммуникативных способностей человека. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, включая её способности к коммуникациям и облегчающих ей вхождение в глобализированное мультикультурное и мультиязычное мировое сообщество, а также позволяющих успешно в нем функционировать. В связи с этим одной из ведущих тенденцией в образовании стал поиск новых подходов к формированию коммуникативной культуры в процессе обучения. И здесь одной из важнейших задач является непрерывная преемственная подготовка студентов, готовых к культурному, профессиональному и личностному общению и обладающих высоким уровнем коммуникативной профессиональной культуры. И в этом направлении задачи и ориентиры, стоящие перед кафедрой, достаточно объемны и как по обеспечению должной профессионализации кадрового состава кафедры и подготовки студентов, так и в области научных исследований.
Болонский процесс, общемировые тенденции в сфере развития образования, перспективная интеграция национальной системы образования с европейской «инициирует» стремительное развитие всех форм коммуникаций (межкультурной, организационной, образовательной, научной). И, я думаю, кафедра сможет адекватно и своевременно ответить на все те вызовы, которые ставит нам развитие информационно-коммуникативного общества XXI века.
И к связке из «уже» и «только» останется добавить лишь слово «затем»…