10 лет тому назад США предприняли попытку применения новых подходов решения проблем образования. Об этом Е.Р. Рукавишникова сособщает следующее: "Новая схема обучения ориентируется на индивидуальное творческое раскрытие способностей...". Сущность этой реформы частично раскрывает следующее сравнение.
Старая схема:
- групповое обучение, индивидуальные оценки;
- индивидуальное соперничество;
- упор на прошлые достижения;
- ориентация на механическое запоминание информации.
Новая схема:
- индивидуальное обучение, групповые оценки;
- групповое сотрудничество;
- нацеленность в будущее;
- ориентация на созидательное и нововведенческое мышление.
В ХПИ новая схема обучения применяется уже свыше 20 лет в рамках игрового курсового проектирования. Вот как видится это проектирование глазами студентов и преподавателей.
О раскрытии творческих способностей учащихся говорит доцент кафедры промышленной и биомедицинской электроники И.И. Чикотило: "Оригинальная тематика игрового проектирования позволяет студентам применять нестандартные технические решения, требует достаточно широко и творчески анализировать их, аргументировано обосновывать выбор различных электронных схем". Студентка В. Сова (ЭМС-40в): "Игровое проектирование мне очень понравилось, потому что такой вид учебной работы дал мне возможность значительно расширить свои знания в области проектирования импульсных и цифровых устройств, провести целенаправленный поиск оригинального технического решения задачи и своевременно подготовить и успешно защитить курсовой проект".
О практической направленности игрового проектирования рассказывает профессор В.К. Гусельников: "На кафедре измерительно-информационной техники элементы игрового проектирования используются, начиная с третьего курса, при проектировании средств измерения неэлектрических величин; проектирование завершается на пятом курсе разработкой информационно-измерительных систем. Наибольший интерес студенты проявляют к практической реализации проектов. Лучшие работы студентов М. Мачулы и А. Гапич (АП-28) были положены в основу при изготовлении и модернизации в 2003 году макетов к лабораторному практикуму. Проекты студентов Д. Пономаренко и Д. Пуценко (АП-20) были отмечены в 2003 году дипломами на областных и региональных выставках, на которых ребята сами представляли свои работы".
Н. Мачула (АП-28): "Введение игровых элементов в курсовое проектирование дало мне возможность почувствовать себя настоящим конструктором и публично доказать, что моя разработка измерительного преобразователя температуры - самая лучшая!".
О приобщении студентов к научно-исследовательской работе в процессе игрового проектирования рассказывает доцент кафедры колесных и гусеничных машин В.В. Дущенко: "Некоторые этапы игрового проектирования содержат научно-исследовательские работы, которые в дальнейшем часто служат основой для выполнения дипломной работы магистра и находят свое продолжение при учебе в аспирантуре и написании кандидатской диссертации".
О приобретении студентами коммуникативных навыков, чрезвычайно необходимых современному профессионалу, рассказывает профессор кафедры автомобиле-и тракторостроения Е.М. Гецович: "Игровое проектирование позволяет воспринимать изучаемые специальные дисциплины не как догму, а как базу, и "раскрепоститься" в выборе новых технических решений". Студенты А. Пучков и Р. Пономарь (ТМ-29а): "В ходе игры мы знакомились не только с методами проектирования автомобилей, но и с особенностями взаимодействия подразделений КБ между собой, методами "мозгового штурма".
Многочисленные отзывы студентов и преподавателей об игровом проектировании, которое моделирует профессиональную деятельность конструкторов и технологов, говорят о том, что этот вид занятий является хорошей школой подготовки и развития выпускников, их профессиональных умений и креативных способностей.