Процесс совершенствования и развития рыночных отношений в современных условиях предъявляет новые требования к подготовке специалистов не только с точки зрения ее гуманизации и гуманитаризации, но и создания условий оптимального использования интеллектуального потенциала.
Современный специалист в области управления менеджмента должен уметь формулировать цели и задачи делового общения; анализировать предмет общения; вести беседу, деловой разговор, спор, дискуссию, деловое совещание, переговоры и т. д.; уметь анализировать конфликтные ситуации, достигать соглашений, компромиссов и пр.
Это всего лишь малая часть чисто профессиональных навыков, без которых нет и не может быть профессионала. Кафедра экономического анализа и учета имеет определенный опыт применения различных методов оптимизации учебного процесса, среди которых проблемное чтение лекций; деловые игры; совершенствование самостоятельной работы студентов.
Однако наиболее приемлемым, с точки зрения изучаемых экономических дисциплин, является использование метода анализа производственных ситуаций. Согласно проведенным исследованиям, в процессе таких занятий достигается наиболее высокий уровень усвоения изучаемого материала 80–90 %; такие занятия формируют умение у будущего руководителя ориентироваться в сложной производственной обстановке, решать не только организационно-технические, но и социальные задачи, выбрать главное звено в процессе возникновения конкретной производственной ситуации, уметь принять оптимальное управленческое решение, предвидеть возможность его влияния на дальнейшее развитие событий в коллективе. Они позволяют формировать гуманитарный тип мышления, который рассматривает все общественные явления с точки зрения потребности общества и соответствия требованиям развития самой личности, ее творческого потенциала.
В процессе анализа производственных ситуаций студент имеет возможность изучить основные требования, предъявляемые к современным руководителям, менеджерам с точки зрения их общения как в обычной производственной, так и экстремальной ситуациях.
Социальные, а на их основе нравственные и духовные, последствия современного этапа развития рыночных отношений сложны, многообразны, противоречивы. В связи с этим особо важное значение приобретает анализ производственных ситуаций, включающих морально-этические проблемы, нравственные ценности личности и общества.
Анализ причин возникновения производственных ситуаций, оценка поведения деловых и нравственных качеств руководителя дают возможность вырабатывать у будущего руководителя внутреннюю потребность следовать психологически рациональному подходу в его отношениях с подчиненными.
Все это происходят в период обучения, что значительно сокращает путь от теоретического освоения знаний до их практического применения, а также время, необходимое для адаптации молодого специалиста в конкретных условиях производства.
При этом необходимо учитывать и тот факт, что менеджмент ХХI века – менеджмент интеллектуального труда, а самым ценным активом любой организации будут работники интеллектуального труда.
Учебный процесс – всегда нелегкий, кропотливый, ежедневный, но необходимый труд. Сделать его более интересным и даже радостным, в равной степени, для студента и для преподавателя – наша общая задача, решению которой во многом способствует комплексное использование всех средств и видов активных методов обучения.
Р. Смоловик, профессор кафедры экономического анализа и учета