Творческая мастерская и семинар «Человековедческие основы личностно-ориентированных технологий образования в высшей школе»
Кризисные явления в сфере образования в значительной мере связаны с проблемами всего общества, где происходит напряженный поиск новых путей развития, выработка новых мировоззренческих и ценностных ориентиров, пересмотр понимания перспектив развития человека и человечества. Система образования не успевает адаптироваться к быстро происходящим в наше время изменениям. Несмотря на декларации человекоцентристского подхода, методы и установки педагогической парадигмы остаются консервативными.
Задачи, стоящие перед высшим образованием невозможно решить без построения новой стратегии, без перехода к новым методологическим принципам, без изменения содержания и способов организации процесса обучения, адекватным новым социокультурным условиям, способным ликвидировать несоответствие образования и нарастания нового содержания культуры. Такая стратегия должна исходить из того, чтобы каждый предмет становился инструментом развития личности, а каждый педагог мог быть компетентно дающим эту возможность, а не только квалифицированным транслятором содержания, т. е. педагогу недостаточно владеть только содержанием предмета и тактикой его изложения, а необходимо владеть принципами отбора и интеграции содержания с учетом потребностей развития личности, проблем мотивации, запросами настоящего и требованиями будущего.
Фундаментом работы нашей творческой мастерской и семинара, а также построения стратегии образования (обучения) является духовно-научное человековедение, педагогическая антропология, основы которым были заложены работами К. Ушинского, Р. Штейнера и других выдающихся педагогов: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К. Ушинский). Ибо человек является тем интегрирующим все педагогические усилия центром, вокруг которого и для которого объединяются все виды деятельности учебного заведения.
Через познание человека вырабатывается синергетическая стратегия вовлечения целостной в своем мышлении, чувствах и воле личности в учебный процесс. Такая стратегия предполагает освоение путей реализации высокой синергии междисциплинарных связей, преодоления дихотомии гуманитарного и естественно научного знания, слияния интеллектуальной и волевой деятельности.
Организуя диалог науки и искусства, мы пытаемся соединять различные способы постижения мира, чтобы пробудить эмоциональную сферу личности и включить в синергетическое действие голову и сердце, рациональное и иррациональное. Использование в рамках учебного процесса рисования, музыки, литературы и др. эффективно способствует раскрытию индивидуальности, каждого студента, выявлению блокировок в обучении и налаживанию активного диалога между преподавателем и студентом. Через активизацию внешних чувств, усиление способности к наблюдению и восприятию действительности, к осознанию и осмыслению этой действительности в студентах пробуждается желание учиться, задавать вопросы, исследовательский азарт и энтузиазм к познанию.
Благодаря тому, что в семинаре принимают участие педагоги различных вузов и разных факультетов - представителей технических и гуманитарных специальностей, существует возможность освоения подходов к составлению интегрированных программ курсов на основе широкого обобщающего междисциплинарного взгляда, который необходим для выработки интегрированного стратегического мышления (а не только дифференцированного тактического) и способности к целостному восприятию мира.
Слушатели семинара неоднократно отмечали, что такая синергетическая стратегия целостного знания («Целое больше суммы его частей») через налаживание органических междисциплинарных связей, через обращение к искусству, к эмоциональной сфере личности в спецкурсах химического, материаловедческого, машиностроительного, экономического профиля, в лингвистических, педагогических курсах играет буквально пробуждающую роль, позволяет усилить мотивацию обучения, поднимает активность студентов, позволяет находить тропинку к каждому человеку.
Важной задачей для эффективного обновления процесса образования является также создание мощной духовно насыщенной и разнообразной образовательной среды, где воплощаются ценности педагогов, их представления о нормах и идеалах образовательной деятельности, среды, способствующей эволюции человека и человечества и эффективному саморазвитию каждого человека. Именно такая среда и целостный подход, как свидетельствует наш опыт, могут способствовать гармоническому развитию творческой личности, формирующейся на основе ценностных ориентиров и умению жить в непрерывно изменяющейся социокультурной среде.
Профессор Г. Зубарь, ведущий научный сотрудник А. Топтыгин