О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Гордость и слава ХПИ: Жозеф Яковлевич Котин


[В. Епифанов, декан факультета транспортного машиностроения]
#7 от 28.03.2008

К 100-летию со дня рождения

Ж.Я. Котин (1908–1979 г. г.) – выдающийся конструктор тяжелых танков и гусеничных машин специального назначения – в период с 1927 по 1930 годы обучался в Харьковском технологическом институте.

Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года (27 февраля по старому стилю) в городе Павлоград Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область). Был пятым ребенком в семье. Паровые мельницы, которые обслуживал отец, приносили доходы, которых хватало на жизнь и на обучение сына и дочерей в гимназиях. Первая мировая и гражданская войны превратили жизнь павлоградцев в сущий ад. Непрерывные грабежи усугубили голод. Никто не мог понять, почему люди, растившие хлеб, снабжавшие отборной мукой Королевский двор Великой Британии, крупнейшие города России и Турции, в конце концов остались без хлеба, вымирали семьями.

Спасаясь от кровавого террора, насилия и грабежей, семья Котиных бежала в Харьков. Тринадцатилетним мальчишкой Жозеф пошел на Харьковскую биржу труда. Брался за любую работу. Только в 1924 году удалось устроиться слесарем котельно-механического завода «Труд». Уже здесь проявилась творческая натура Жозефа – он усовершенствовал слесарные тиски и получил на них патент. В 1927 году Котин закончил вечерний рабфак и по настоянию родителей поступил в медицинский институт, но его влекла техника. Перевелся на механический факультет Харьковского технологического института. После окончания третьего курса в 1930 году вместе с другими отличниками учебы направлен в Военно-техническую академию (г. Ленинград). Ж.Я. Котин защитил дипломный проект по колесно-гусеничному танку на базе узлов грузового автомобиля АМО-3 в присутствии командующего войсками Ленинградского военного округа М.Н. Тухачевского.

Ж.Я. Котина оставили для работы в академии и назначили военным инженером-конструктором научно-исследовательского отдела. По материалам дипломного проекта было изготовлено несколько танков МС-1. Здесь же он создал пулеметную установку на базе мотоцикла, которая вместе с пулеметом конструкции Дегтярева демонстрировалась на параде на Красной площади. С 1932 года Ж.Я. Котин проходил службу в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации, возглавлял проектно-конструкторский сектор, а затем – отдел. В сферу его деятельности входила разработка конструкций тяжелых танков, эксперименты по воздушному десантированию и приводнению плавающих танков Т-37 и Т-38 путем сбрасывания их с самолетов с небольшой высоты без применения парашютов.

В мае 1937 года Котин получил назначение на должность главного конструктора специализированного конструкторского бюро (СКБ-2) крупнейшего в стране Кировского завода (г. Ленинград). К тому времени Кировский (бывший Путиловский) завод серийно изготовлял средние танки Т-28. Возглавив СКБ-2, Ж.Я. Котин вносит изменения в конструкцию этого танка, позволившие повысить его надежность и улучшить некоторые характеристики. Одновременно в бюро разрабатывается новый многобашенный танк прорыва с противоснарядным бронированием СМК (Сергей Миронович Киров). В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке однобашенного тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов). Повышению технического уровня танков способствовала разработка экспериментальных узлов и систем, таких как индивидуальная торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, планетарная бортовая передача. Первый образец танка КВ был изготовлен в сентябре 1939 года и вместе с СМК и рядом других машин отправлен на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма. Толстобронные танки показали в этой операции неоспоримые преимущества, причем танк КВ, снабженный новым дизельным двигателем типа В-2, оказался более подвижным и менее уязвимым, чем танк СМК. Кстати, легендарный двигатель В-2 был создан на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне ГП «Завод имени Малышева») под руководством выпускников нашего вуза – директора завода И.П. Бондаренко, главного конструктора по дизелестроению К.Ф. Челпана, начальников КБ Я.Е. Вихмана и И.Я. Трашутина.

В декабре 1939 года тяжелый танк КВ, как и новый средний танк Т-34, был принят на вооружение Красной Армии. Вместе с тем, в боях на линии Маннергейма выявилась настоятельная необходимость применения еще более мощного орудия, чем 76-миллиметровая пушка танка КВ. Поэтому для подавления вражеских дотов в начале 1940 года была срочно разработана установка 152-миллиметровой гаубицы в башне увеличенного размера. Четыре образца нового танка КВ-2 были изготовлены и проверены в бою. Они показали высокую боевую эффективность и полную неуязвимость от огня противотанковой артиллерии противника.

В 1940–1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Продолжая работы по совершенствованию тяжелого танка, СКБ-2 разработало в 1940 году 63-тонный «Объект-220» с 85-миллиметровой зенитной пушкой КБ В.Г. Грабина. К этому периоду относятся работы в области создания литых башен, выполненные на Ижорском заводе. На серийный танк КВ была поставлена более мощная пушка, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Были развернуты работы и по созданию других тяжелых танков и самоходных артустановок (САУ): 51-тонного танка КВ-3, 100-тонного танка КВ-5, САУ с 152-миллиметровой морской пушкой и др. Однако до начала войны эти работы завершены не были.

С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой промышленности, и Котина назначают заместителем наркома. Потребовались невероятные усилия, чтобы резко увеличить выпуск боевых машин, необходимых фронту. Захватив Киев, Минск, немцы рвались к Москве, подошли к Ленинграду, а Кировский завод день и ночь продолжал выпуск танков, которые шли в бой прямо из заводских цехов. В сентябре 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков Ж.Я. Котин вместе с директором завода И.М. Зальцманом стали первыми Героями Социалистического Труда среди танкостроителей.

Поздней осенью 1941 года Кировский завод эвакуировался на Урал. В глубоком тылу был создан Танкоград, и главным конструктором этого гиганта назначили Ж.Я. Котина. В 1943 году Котин стал начальником и главным конструктором Опытного танкомоторного завода № 100, который отделился от Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. За годы войны из ворот Танкограда вышло 18 тысяч танков и самоходных орудий, а также более 50 тысяч двигателей к ним. В серийном производстве были освоены танки и САУ, в том числе тяжелые танки КВ-1С, КВ-85, ИС (Иосиф Сталин)-1 с 85-миллиметровой пушкой, ИС-2 и ИС-3 с 122-миллиметровой пушкой, 122-миллиметровой САУ СУ-122 и ИСУ-122, 152-миллиметровой САУ СУ-152 и ИСУ-152. Было создано множество опытных образцов: САУ с тремя орудиями, огнеметный танк КВ-8, танк с 122-миллиметровой гаубицей, средний танк КВ-13, вариант тяжелого танка КВ-1К с дополнительным размещением четырех реактивных снарядов и др. В конце войны создаются тяжелые танки ИС-4, ИС-5 и ИС-7, САУ ИСУ-130 и др.

Машины, разработанные в годы Великой Отечественной войны и в первый послевоенный период под руководством генерал-майора, а затем генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Ж.Котина, воплощали в себе много оригинальных идей и конструктивных решений. К их числу можно отнести планетарные трансмиссии и новые типы механизмов поворота, встроенные в балансиры амортизаторы, эжекционную систему охлаждения, механизм досылания снаряда и заряда, пучковые торсионы и ряд других узлов и устройств. Была, в частности, предпринята попытка создать электротрансмиссию для танка ИС-6.

В деятельности Ж.Я. Котина просматривается предпочтительное отношение к отдельным видам техники, в частности – к тяжелым танкам, стремление максимально насытить эти машины новыми решениями. В марте 1949 года Ж.Я. Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИ-100). Научно-исследовательской работе, направленной на решение общеотраслевых задач, в институте отводилось второстепенное место, и в 1951 году ВНИИ-100 был освобожден от конструирования серийных образцов и конструкторского обеспечения производства Кировского завода. В связи с этим Ж.Я. Котин сосредоточил свою деятельность на руководстве СКБ, которое было переименовано в особое КБ танкостроения (ОКБТ). В это время под руководством Котина создаются опытные тяжелые танки, опытные танки с ракетным вооружением, 406-миллиметровой САУ и 420-миллиметровый миномет, последний серийный тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортер БТР-50П. На базе Т-10 и ПТ-76 в конце 1950-х годов были созданы многие специальные машины: САУ со 152-миллиметровым орудием, а также шасси для самоходных пусковых установок и других самоходных агрегатов для тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет, бронированные тягачи.

Наряду с работами в области военных гусеничных машин Котин в послевоенные годы возглавил работы по созданию трелевочного трактора КТ-12, а в начале 60-х годов – колесного трактора большой мощности К-700 «Кировец».

Отличительной чертой деятельности Жозефа Яковлевича на посту главного конструктора, а в период с 1968 по 1972 годы – заместителя министра и с 1972 года – члена научно-технического совета министерства оборонной промышленности СССР, являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается. Это относилось к применению газотурбинного двигателя, разработке систем стабилизации, управления реактивными снарядами и к ряду других работ. В 1968 году на посту главного конструктора ОКБТ Ж.Я. Котина сменил выпускник кафедры тракторостроения ХПИ Н.С. Попов.

Жозефу Яковлевичу Котину были присвоены ученые степени и звания доктора технических наук (1943), профессора, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1968), он возглавлял в течение нескольких лет кафедру в Ленинградском политехническом институте. С 1965 года он носил воинское звание генерал-полковника. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1941), четырежды – Лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), кавалер четырех орденов Ленина, орденов Суворова I и II степени, двух орденов Октябрьской Революции, ордена Красного Знамени, трех орденов Трудового Красного Знамени, орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, ордена «Знак Почета» и многих медалей. В 1946–50 и 1966–70 годах – депутат Верховного Совета СССР.

Умер Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Хранят память о своем земляке в Павлограде: в краеведческом музее развернута экспозиция о его жизни и деятельности, на высоком пьедестале установлен один из котинских тяжелых танков ИС-3.

В 1986 году альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик Тянь-Шаня высотой 4820 м, назвали покоренную ими вершину в честь славного сына Украины и установили мемориальную доску.

В нашем университете свято чтут выдающихся выпускников, многим из них установлены памятные доски. Думаю, что Жозеф Яковлевич Котин является гордостью и славой ХПИ, и памятная доска с его именем украсит один из корпусов.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет