Новые специальности
|
На снимках: группа ТМ-74б в лаборатории микропроцессорной техники с доцентом кафедры Н.Е. Сергиенко; заведующий кафедрой «Автомобиле- и тракторостроение» | |
Украина сейчас – мировой лидер по темпам «автомобилизации» населения. Следовательно, этой отрасли в нашей стране требуются квалифицированные специалисты. В 2004 году кафедра «Автомобиле- и тракторостроения» открыла новую специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» (в дальнейшем ААХ). Мне посчастливилось быть в числе тех, кто впервые взялся за освоение этой специальности.
Сейчас, будучи студентом уже 4 курса, я, как мне кажется, могу объективно оценить качество преподаваемых нам предметов и перспективы дальнейшего развития специальности. Студентов специальности ААХ готовят профессора В.Б. Самородов, Е.М. Гецович, В.М. Великодный, А.Д. Артюшенко, Д.М. Митропан, доценты Н.Е. Сергиенко, О.И. Абляскин, а также Н.В. Мирошниченко, А.Б. Бондаренко и другие преподаватели нашей кафедры. Нас учат не только разработке технологий эксплуатации и ремонта, автотехнической экспертизе и диагностике систем автомобиля, но и комплексному анализу автомобильной промышленности, включая такие аспекты, как маркетинговые исследования рынка отечественных и зарубежных автомобилей, выполнение менеджерских функций, организация и оптимизация перевозок. Учитывая все это, можно лишь восхищаться преподавательским составом нашей кафедры, сумевшим оперативно составить план-график предметов для созданной специальности, некоторые из которых не преподавались ранее в нашем вузе. Заведующий кафедрой «Автомобиле- и тракторостроения», доктор технических наук, профессор Вадим Борисович Самородов так ответил на мой вопрос о возникновении идеи открытия специальности ААХ и ее реализации: «В 2001 году в Украине Запорожским автомобильным заводом (ЗАЗ) было произведено всего лишь 17 тысяч автомобилей. В 2002 году – 30 тысяч, а в 2005 – уже 130 тысяч. В прошлом году украинские граждане за шесть месяцев приобрели в салонах 250 тысяч новых авто, включая и выпущенные ЗАЗом. Таким образом, сегодня в нашей стране наблюдается три бума: первый – это Интернет, второй – мобильная связь, а третий – автомобили. Поскольку я ближе к транспортному машиностроению, то мне пришла в голову мысль, что в таком сильном и известном университете, как ХПИ, должна быть современная бизнесовая специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». У нас на кафедре есть специальность «Колесные и гусеничные транспортные средства», она подразумевает работу со всеми колесными и гусеничными автомобилями и ориентирована, прежде всего, на конструкцию и эксплуатацию. Но сегодня появилась необходимость в специализации, которая будет обслуживать только легковые автомобили, причем конструирование здесь отодвигается на второй план, мы уже не можем свои новые конструкции внедрить в автомобиль, который производится в Украине по лицензии. А ведь в нашей стране, на ЗАЗе, выпускается OPEL, причем в 11 модификациях, собираются Lanos, Lacetti, Epica, Evanda. Для меня было большим откровением, когда я увидел на том же ЗАЗе сборку джипов Mercedes. Этим автомобилям требуется предпродажная подготовка, собственно, продажа, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Четыре года назад мы с директорами крупнейших харьковских автосалонов провели маркетинговое исследование. Оказывается, Харькову необходимо каждый год примерно 100 менеджеров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» только для работы в восьми крупнейших автосалонах города. Леонид Леонидович Товажнянский очень помог кафедре в открытии такой специальности после представленных ему результатов моих исследований. Ректор полностью курировал подготовку всех необходимых документов, именно с его помощью мы открыли специальность ААХ в рекордно короткие сроки. Конечно же, я, вся наша кафедра и, что самое главное – студенты, очень благодарны нашему ректору, поскольку мы видим перспективность и востребованность новой специальности, которая направлена на менеджмент автомобильной отрасли. Наши специалисты смогут квалифицированно рассказать и о коробке-автомате, и о климат-контроле, и о возможностях бортового компьютера, и о независимой подвеске, и об эффективности тормозной системы и т.п.», – резюмировал профессор В.Б Самородов.
Будучи студентом, я был свидетелем целого этапа развития кафедры, связанного с открытием новой специальности. Появлялось много стендов, узлов и деталей автомобилей; недавно кафедра приобрела партию новых компьютеров и теперь обе специальности, выпускаемые кафедрой, а также аспиранты имеют свой вычислительный центр. Приятно наблюдать подобные улучшения. Четвертый курс во многом знаковый. На данном этапе студенты уже получили базовые знания по многим предметам, в этом семестре значится плановая разработка курсового проекта по предмету «Технология машиностроения», а в следующем – выполнение бакалаврского проекта. Многие станут перед выбором – продолжить учиться на стационаре или перевестись на заочное отделение, довольствоваться дипломом бакалавра или пойти в магистратуру. В любом случае, по окончании обучения на данной специальности открывается множество перспектив для дальнейшего трудоустройства, поскольку студенты имеют фундаментальную механико-математическую подготовку, могут изучать и анализировать конструкции современных отечественных и зарубежных автомобилей, владеют современными компьютерными технологиями, углубленно знают технический английский или немецкий язык, подготовлены экономически в области эксплуатации автомобильного транспорта. Кроме того, учебно-методическая и научно-исследовательская работа кафедры тесно связана с такими производственными объединениями, как: «Харьковское конструкторское бюро имени А.А Морозова», ОАО «Харьковский тракторный завод», «Харьковский завод самоходных шасси», Харьковскими авторемонтными заводами №№ 110 и 126, Запорожским и Кременчугским автомобильными заводами, ОАО «Харьков-Авто», «Акко-Инвест», СТО и ремонта «Автохауз», Луцким автомобильным и Львовским автобусным заводами, а также с другими ведущими предприятиями Украины. Это дает студентам возможность проявить себя на вышеперечисленных предприятиях во время прохождения технологической или преддипломной практики и, возможно, трудоустроиться там. Основным же заказчиком кадров выступает ОАО «Харьков-Авто» Украинской автомобильной корпорации «УкрАвто», которая является дилером крупнейших автомобильных концернов мира и имеет самую разветвленную сеть автосалонов и СТО.
|
профессор В.Б. Самородов на предприятии «Харьков-Авто». | |
«Чтобы чего-то добиться в автомобилестроении, да и в жизни тоже, вы должны беспрерывно заниматься самообразованием», – говорит Николай Васильевич Мирошниченко, читающий нам предмет «Топливо-смазочные материалы», и добавляет: – «Главное, чему мы можем обучить студентов – креативности мышления. Наши выпускники не должны относиться к существующим технологиям, как к догмам, они должны творчески подходить к проблемам решения конструкторских задач. Они должны быть готовы решать проблемы уже сейчас, а не через годы после выпуска».
Один из ведущих специалистов нашей кафедры доцент Олег Ибрагимович Абляскин сказал о новой специальности следующее: «Наши выпускники могут работать на производстве, в предпродажной подготовке, на обслуживании и ремонте современных легковых автомобилей. Они имеют хорошие знания в области конструкций существующих автомобилей, перспективных моделей и технических решений. Бывают случаи, что у совершенно нового автомобиля возникают различные отказы. Чтобы такого не происходило, наши выпускники должны уметь проверять состояние автомобиля, выявлять возможные недоработки при изготовлении либо возникшие при транспортировке, подготовить автомобиль таким образом, чтобы он с самого начала эксплуатации не требовал устранения подобных недостатков».
В настоящее время научная школа кафедры ведет многие перспективные разработки: разработка методологии структурного и параметрического синтеза трансмиссий произвольной структуры с параллельным автоматическим конструированием на основе базисных матриц элементов трансмиссии математической модели системы; совершенствование систем подрессоривания и виброзащита основных элементов машин; применение теории адаптивных систем к процессу торможения колесной машины, методов моделирования сложных динамических процессов и методов оптимизации параметров антиблокировочных и противобуксовочных систем торможения, а также многие другие.
Подытожить все написанное можно словами доктора технических наук, профессора кафедры Е.М. Гецовича, перефразировавшего классика: «Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения из прошлого в будущее. И поэтому эксплуатировать его нужно так, чтобы он выполнял эту функцию».