О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Юбилей молодой кафедры


[З. Конохова]
#26-27 от 26.12.2007

«Предварительные» итоги

Кафедре экономической кибернетики и маркетингового менеджмента 10 лет. Много это или мало?

Наверное, мало, так как всего 5 выпусков студентов в активе кафедры; еще очень молоды ее первые выпускники.

Наверное, много, потому что за 10 лет кафедре многое удалось.

Кафедра ЭКММ организована в 1997 году на инженерно-физическом факультете, в настоящее время входит в структуру факультета информатики и управления.

Создание кафедры было закономерным шагом в переходе Харьковского политехнического института к университетскому типу образования, позволяющему предложить студентам широкий спектр специальностей и дисциплин фундаментального, прикладного, инженерного, экономического и гуманитарного характера.

На многих кафедрах университета был накоплен богатый опыт научных разработок и подготовки учебных дисциплин в области управления социально-экономическими системами, технико-экономического анализа производства и новой техники, создания информационных систем для различных организаций. Этот опыт составил основу для открытия на кафедре ЭКММ новых специальностей образовательного направления «Экономика и предпринимательство» – «Экономическая кибернетика» (специализация «Экономико-математическое моделирование») и «Маркетинг» (специализация «Информационные системы в маркетинге»).

Современные специальности

Организация кафедры и открытие названных специальностей в 1997 году была достаточно сложным процессом. Сложность состояла в том, что в Украине в то время экономистов готовило лишь несколько технических вузов. Многие представители специализированных экономических институтов отрицали целесообразность подготовки экономистов в технических вузах, а в НТУ «ХПИ» отсутствовал опыт лицензирования специальностей в новых образовательных направлениях. Однако в начале 1997 года были получены положительные заключения экспертного совета и Государственной аккредитационной комиссии МОН Украины по направлению «Экономика и предпринимательство». В 2003 и 2005 годах специальности кафедры получили государственную аккредитацию на подготовку, соответственно, специалистов и магистров.

Специальность «Экономическая кибернетика» сейчас открыта во многих экономических и технических вузах, хотя до начала 90-х годов подготовку экономистов-кибернетиков проводили только «классические» университеты, в основном для научной и педагогической работы. Мы видим назначение специальности «Экономическая кибернетика» в подготовке экономистов-практиков высокого уровня, хорошо владеющих современными информационными технологиями в бизнесе, методами экономического анализа, разработки эффективных планов развития предприятия, управленческого консалтинга, разработки и эксплуатации информационных систем управления.

Специальность «Маркетинг» вызвана к жизни рыночной экономикой. Маркетинг – сфера деятельности, в рамках которой исследуется рыночная конъюнктура, организуется сбыт товаров, осуществляется реклама, решаются вопросы ценообразования. Вместе с тем, маркетинг – это философия бизнеса и поведения в рыночной экономике, в соответствии с которой бизнес будет успешным только тогда, когда он будет востребован обществом.

Специальность «Маркетинг» на нашей кафедре имеет специализацию «Информационные системы в маркетинге». Профессиональная деятельность маркетолога связана с выполнением большого объема расчетных и аналитических работ при исследовании рынка, определении рыночных перспектив предприятия, обосновании стратегических и тактических решений руководства относительно товарной, ценовой, инновационной, коммуникационной политики, разработки эффективных форм продвижения товаров, обеспечения связей между коммерческими партнерами и т. п. Решение этих задач обеспечивает эффективное управление предприятием. Поэтому подготовка специалистов – маркетологов на кафедре ЭКММ не ограничивается наработкой ими элементарных профессиональных навыков, а направлена на формирование маркетингового мышления, способности реализовать маркетинговую концепцию бизнеса, использовать в работе принципы маркетингового менеджмента.

Научные разработки по заказам предприятий

Подготовка профессионалов высокого уровня немыслима без активной научной деятельности людей, формирующих квалификацию будущих специалистов, вовлечения в эту работу студентов.

Коллективом кафедры выполнены три проекта в рамках госбюджетной научно-исследовательской работы Министерства образования и науки Украины. Текущий проект – «Разработка информационных моделей многоуровневых распределенных производственных объектов, функционирующих в условиях неопределенности» (руководитель – профессор Л.Г. Раскин). Постоянно осуществляется и научно-исследовательская работа прикладного характера в рамках хоздоговорных соглашений. В настоящее время кафедра совместно с НИПП «УкрФерро» разрабатывает маркетинговое обеспечение инвестиционного проекта создания металлургического завода на этапах проектирования, строительства и освоения. Кафедра активно сотрудничает с Лабораторией активных систем Института проблем управления РАН, предприятиями и организациями города и области.

Результаты научных исследований отражаются в специальных публикациях (монографиях и статьях), выступлениях на всеукраинских и международных научных конференциях, составляют основу диссертационных работ аспирантов и соискателей, активно используются в учебном процессе. За 10 лет профессорами кафедры д. э. н. В.Я. Зарубой и д. т. н. Л.Г. Раскиным опубликовано 9 монографий; под руководством этих видных ученых подготовлены и защищены 18 кандидатских диссертаций.

Активное участие в научной деятельности кафедры принимают и студенты. Они занимают призовые места в конкурсах на лучшее представление торговых марок известных фирм, участвуют в международных научных и научно-практических конференциях, конкурсах, готовят научные статьи, принимают участие в олимпиадах, турнирах, академических дебатах, общаются с известными западными экономистами. Их интересы разносторонни, они проявляют себя и учатся.

Уровень преподавания – современный

Научная работа преподавателей кафедры тесно переплетается с работой методической. Ведь подготовка специалистов высокого уровня требует создания множества методических материалов, содержащих как положения классической науки, так и современные научные разработки, в том числе – результаты научной деятельности коллектива кафедры.

В соответствии с концепцией развития каждой из специальностей, учебные планы подготовки наших специалистов представляют собой систему экономического, математического и информационного образования, профессиональной и практической подготовки. Это выдвигает особые требования к преподавателям кафедры. Многие наши коллеги, такие как доценты Г.Л. Гринберг, Н.П. Чернышева, А.А. Харченко, И.И. Тержов, Д.А. Сагайдачный действительно являются универсалами, теоретически, практически и методически обеспечивающими учебный процесс по всем указанным направлениям.

В учебном процессе активно используются прогрессивные формы и методы обучения, такие как анализ комплексных хозяйственных ситуаций, использование современных программных пакетов для анализа деятельности виртуального предприятия, игровые методы обучения и т. п. В учебный процесс введены разработанные к. т. н., доцентом О.В. Серой дистанционные курсы, реализованные в среде «Веб-класс ХПИ», отмеченные на проводившихся в НТУ «ХПИ» конкурсах и занявшие призовые места. Подготовка маркетологов ориентирована на международные стандарты, разработанные Нидерландским институтом маркетинга (НИМА), деловые контакты с которым поддерживает доцент кафедры Д.В. Райко.

Все дисциплины учебных планов обеспечены электронными конспектами лекций, методическими указаниями к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, курсовым работам. Методические разработки публикуются издательствами нашего и других университетов Харькова. За 10 лет издано 22 учебника и учебных пособий.

Выпускники востребованы

Серьезная теоретическая подготовка и умение решать конкретные практические задачи делают наших выпускников востребованными специалистами. Наши выпускники работают в планово-экономических службах и отделах маркетинга предприятий и организаций, информационных отделах промышленных предприятий, в банках, страховых компаниях, государственных организациях, учебных заведениях, занимаются консалтингом, учатся в аспирантуре. Несмотря на молодость, наши бывшие студенты занимают и руководящие посты. Среди них – начальник отдела бизнес-планирования и развития концерна «Авэк», начальник отдела маркетинга хлебозавода «Салтовский», ведущий специалист по производственной группе холдинга «UBS – Group» и др. Таким образом признан уровень их квалификации, умение работать в коллективе, способность решать нестандартные задачи.

Комплексный подход позволяет кафедре воспитывать специалистов новой формации – экономистов, владеющих современными методами моделирования экономических явлений и процессов, использующих возможности информационных технологий для решения актуальных экономических задач.

З. Конохова, и. о.заведующего кафедрой экономической кибернетики и маркетингового менеджмента

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет