|
Изобретатели были во все времена. Великие и…, а других просто нет! Это люди увлеченные, интересующиеся, с глазами, горящими от жажды придумать, сконструировать, создать что-то новое. Они живут в своем мире – мире чертежей, идей, проектов (пусть иногда даже прожектов). Благодаря изобретателям общество постоянно прогрессирует, развивается промышленность, появляются полезные вещи, без которых мы уже не можем представить свою жизнь…
Сейчас Евгений Сериков учится на 4 курсе кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС) НТУ «ХПИ». Окончив лицей при Харьковской академии городского хозяйства, он все же выбрал наш университет. Более того, в ХПИ Женя пришел уже с немалым багажом научных разработок. Свой первый патент на изобретение молодой человек получил еще в 10 классе! А уже будучи членом Малой академии наук (МАН), он разработал приспособление для получения озона во впускной системе двигателя внутреннего сгорания. Эта разработка заняла 2-е место в конкурсе научных работ, который традиционно проходит в МАН. Проводить испытания и эксперименты, оформить работу Жене помог А.А. Осетров, бывший тогда аспирантом кафедры ДВС.
«Я познакомился с Женей, когда он участвовал в научном конкурсе МАН. Я знаю, что Женя поступил в наш вуз осознанно, целенаправленно. Он всегда фонтанирует новыми идеями, нестандартный подход есть у него и к выполнению практических и лабораторных заданий. У Жени солидная библиотека по двигателям, и эти знания он уже применил сполна. Он некоторое время работал в фирме «Озон», где получил большой опыт в сборке двигателей», – рассказывает доцент А.А. Осетров.
Кстати, все последующие свои разработки этот талантливый парень выполнит под руководством профессора кафедры ДВС В.Г. Дьяченко. Речь идет о получении патентов на ротационный компрессор и дизель-электрический генератор, который сконструирован Женей совместно со специалистами фирмы «Озон». Одно из главных и очень перспективных детищ Евгения Серикова – это свеча зажигания для ДВС. Уже сейчас эту продукцию изготовляют малыми партиями на НПП «НЕК» (Харьков) и она хорошо зарекомендовала себя у владельцев легковых автомобилей. Работа по усовершенствованию свечи зажигания продолжается и сегодня.
Нельзя не упомянуть и еще одну из последних разработок Жени – роторно-поршневой двигатель, который уже спроектирован и сейчас оформляется заявка на патент. «Это довольно перспективное направление в области ДВС, – говорит Евгений Сериков, – и я хотел бы им заниматься и дальше. Помимо лекций и практических занятий, я много работаю самостоятельно: изучаю техническую литературу, с удовольствием общаюсь с учеными и специалистами кафедр ДВС нашего и других вузов Украины и зарубежья. Например, в этом году я участвовал в Международном конгрессе по двигателестроению (Крым), где выступил с докладом «Влияние конструкции свечи зажигания на порог детонационного воспламенения в двигателях внутреннего сгорания». Там же я познакомился с представителями некоторых заводов – производителями продукции для ДВС. Признаюсь, у меня есть мечта основать собственную такую фирму. Но для этого, как говорится, одного желания мало. Необходим инвестор, который был бы заинтересован вложить нужные средства в производство приспособлений для двигателей внутреннего сгорания.
Пока же я хотел бы остаться на кафедре, продолжить испытания в лаборатории (в этом мне помогает ее сотрудник С.В. Обозный), кстати, я частенько экспериментирую и со своим автомобилем. Необходимые знания о двигателях я получаю, в том числе, и на кафедре военной подготовки».
В группе к Жене относятся с уважением. Его поддерживают, расспрашивают о новых успехах. Есть здесь у Евгения Серикова и единомышленники. Вместе с Романом Ноженко, например, он провел некоторые исследования, ребята обсуждают свои идеи, новые изобретения в области ДВС.
Большинство своих разработок Женя оформил в программе Solid Works, которую он освоил самостоятельно. Наш собеседник уверен, что она значительно облегчает проектирование, и все чертежные работы необходимо проводить только с ее помощью.
Наша газета уже писала о разработках Евгения Серикова в выпуске, посвященном 75-летию кафедры ДВС. А так как «Политехник» читают не только в нашем вузе и Харькове (с 2004 года выходит его электронная версия), то из Киева пришел запрос на изготовление нескольких приспособлений для получения озона в ДВС. Поступило предложение о сотрудничестве и из Германии…
Сейчас Женя завершил разработку противобуксовочной системы для легковых автомобилей, которая просто необходима автолюбителям, особенно зимой. На днях изобретатель приступил к ее испытаниям…
Безусловно, студенческая жизнь Евгения Серикова яркая и, главное, плодотворная. Все его изобретения были оценены по достоинству и на кафедре, и в городе. Женя – участник конкурса «Лучший молодой ученый Харьковщины – 2005», участник II тура Всеукраинского конкурса студенческих научных работ в номинации «Тепловые двигатели», участник I Харьковского регионального конкурса студенческих научных работ в номинации «Технические науки», победитель городского конкурса 2007 года на присвоение стипендии председателя городского совета «Одаренность».
Профессор В.Г. Дьяченко:
«Евгений Сериков один из лучших студентов нынешнего 4 курса. Он отличается исключительным трудолюбием, для него получение знаний по специальности ДВС – вопрос профориентации и личного увлечения. Женя всегда стремится найти нетривиальное решение в вопросах конструкции двигателя. Предложенные им решения, как правило, имеют практическое значение и в перспективе могут использоваться в отечественном моторостроении. Из последних его разработок следует отметить конструкцию свечей зажигания с предкамерой, конструкцию нового типа поршневой машины.
Такие талантливые ребята, как правило, либо остаются у нас на кафедре, либо их берут промышленные предприятия страны, где они преуспевают как руководители. Кстати, на большинстве моторных заводов стран СНГ по-прежнему многие ведущие инженерные должности занимают выпускники кафедры ДВС ХПИ. Например, с первых дней организации «АвтоВАЗа» главным конструктором по двигателям работал М.А. Коржов. Свой родной вуз прославили также генеральный конструктор подводных лодок ЦКБ «Лазурит» Российской Федерации Н.И. Кваша, начальник отдела ракетных двигателей КБ «Южмаш» В.М. Передаренко, генеральный конструктор по двигателям ХКБД Н.К. Рязанцев, генеральный конструктор газотурбинных двигателей А.Г. Ивченко, главный конструктор ПО «Газ» Н.Д. Пархоменко, генеральный конструктор Кировского завода И.Я. Трашутин, заместитель Председателя Совета Министров Чувашской республики РФ Ю.П. Волошин и др.».