Зачем идут в студенты?

[А. Масалов, социолог]
#22-23 от 14.11.2007

Абитуриент. Мотивация и перспективы

Каждый год в НТУ «ХПИ» поступают около 3,5 тыс. первокурсников. Абитуриенты приходят в вуз со своими надеждами, мотивами, ценностями. Изучение профессиональной и учебной мотивации поступающей в университет молодежи представляет существенный научный и познавательный интерес. Социологическая лаборатория НТУ «ХПИ» в течение 8 лет изучает процесс профессионального становления абитуриентов.

Согласно результатам исследований, представления большинства абитуриентов о цели получения высшего образования не отличаются конкретностью. Большинство абитуриентов (84 % – в статье приводятся данные исследования «Абитуриент – 2006») стремятся в вуз потому, что высшее образование даст возможность лучше устроиться в жизни и лишь 24 % (ряд вопросов предполагал более одного варианта ответа) опрошенных напрямую связывают высшее образование с будущей профессией. Винить в этом только молодежь нельзя, т. к. человек во многом есть продукт среды, в которой формируется его личность. Культурно-историческая ситуация постмодерна, в которой, как принято считать, существует современный «цивилизованный мир», как раз и предполагает отсутствие устойчивой системы ценностей и постоянных жизненных приоритетов, кроме, пожалуй, «устроиться получше». О ситуативности мышления и размытости позиции говорит присутствие слов-паразитов «как бы» и «типа» даже в речи образованных людей. Справедливости ради отметим, что молодежь, возможно, интуитивно чувствует ущербность сознания, сформированного школой, улицей и массовой культурой. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования: 49 % респондентов пришли в вуз, в том числе для того, чтобы повысить свой культурный и интеллектуальный уровень.

Учитывая количество вузов в Харькове, отдельный интерес представляют мотивы выбора абитуриентами именно нашего университета. «В университете есть специальность, по которой хочу получить высшее образование» – отмечают 57 % опрошенных. Весьма значимыми являются и такие мотивы, как: сильный состав преподавателей (а значит и высокое качество преподавания) и мощная материально-техническая база.

Около 1/3 респондентов надеются, что обучение в НТУ «ХПИ» позволит пройти стажировку или устроиться на работу за рубежом. Наименее востребованным абитуриентами качеством нашего университета являются известные научные школы – менее 6 %. Откуда же возьмутся сильные преподавательские кадры, если данная тенденция сохранится?

Абитуриенты НТУ «ХПИ» прагматично подходят к выбору будущей специальности. Так, 41 % респондентов мотивирует свой профессиональный выбор реальной возможностью трудоустройства, а 26 % – возможностью в будущем сделать карьеру. Однако, наиболее значимым для респондентов мотивом является интерес к избранной специальности (49 % опрошенных).

Вызывает сомнение способность системы образования оправдать главное ожидание абитуриентов – дать возможность лучше устроиться в жизни. Подготовка технических специалистов неразрывно связана с текущей ситуацией в промышленности и перспективами развития производительных сил. В 2007 учебном году сеть высших учебных заведений Украины насчитывала около 920 заведений всех уровней аккредитации и форм собственности. Харьковчане наверняка замечали, что с окончанием летней сессии город пустеет. Студенты сегодня являются значительной по численности частью населения Украины. Конечно, не все они «технари», но… Производство средств производства (станков, компьютеров, тракторов и т. д.), необходимых для независимого, эффективного развития промышленности, оставляет желать лучшего, а черная металлургия и сфера услуг не требует такого количества дипломированных инженеров. Вузы, в свою очередь, не могут отказаться от набора контрактников – это вопрос выживания и сохранения рабочих мест. Удивляться не стоит. Это очевидное противоречие – лишь следование логике глобализма. Мировые научные и промышленные центры уже существуют, а дипломы международного образца (что само по себе неплохо) помогут нашим выпускникам пополнить ряды их честных тружеников. Впрочем, если повезет, нам оставят химическое, металлургическое и прочее вредное производство.

Для успешного трудоустройства и карьеры в современной компании молодой специалист должен обладать набором компетенций, которым во многих вузах (и факультетах) обучают не достаточно. Например: умение работать в команде, ориентация на потребности клиента, на результат, креативность, личный тайм-менеджмент, умение четко и аргументировано отстаивать свое мнение, способность к эффективному самообучению и т. д.

В целом результаты изучения учебной и профессиональной мотивации абитуриентов позволяют смотреть в будущее с оптимизмом: большинство молодых людей решительно настроены на овладение знаниями и навыками, прежде всего, по своей специальности – 64 %, а 44 % – в области всех дисциплин. Позитивной является тенденция к снижению числа абитуриентов, целью которых является получение «дипломной корочки» (с 27 % в 2000 г. до 12 % в 2006 г.).

А. Масалов, социолог, кафедра этики, эстетики и истории культуры

 

Студенческие дивные, веселые года
Не позабудутся тобою никогда.
Свободный гражданин, еще не взрослый,
Еще не мучают житейские вопросы.

Не очень далеко уплыть успело детство,
А зрелость мудрая уж ходит по соседству.
Прощайся с играми, встречай большую жизнь
И в ней, пожалуйста, смотри, не оступись.

13–15 сентября в НТУ «ХПИ» проходил Международный форум студентов «Украина – Россия». Гостями политехников были ребята из российских вузов, в т. ч. и столичных. На снимке Владимира Русиновского делегация Московского университета им. М.В. Ломоносова.

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет