О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Вписал яркую страницу в тепловозостроение


#20-21 от 30.10.2007

К 100-летию со дня рождения С.М. Куценко

Среди более чем 90 кафедр НТУ «ХПИ», где ежегодно открываются новые, современные специальности и целые кафедры, большинство все же составляют традиционные – основополагающие для многих отраслей промышленности. Среди них – кафедра электрического транспорта и тепловозостроения, яркую страницу в развитие которой вписал профессор С.М. Куценко (1907–1992 г. г.). Кафедра паровозостроения (так она называлась раньше) была основана в 1893 году профессором П.М. Мухачевым, а сейчас ее возглавляет профессор В.И. Омельяненко.

На снимке В. Русиновского: в этот день на кафедру электрического транспорта и тепловозостроения пришли ведущие специалисты предприятий отрасли, ученики и последователи Сергея Митрофановича Куценко, его близкие друзья.

16 октября 2007 года на кафедре электрического транспорта и тепловозостроения нашего университета состоялось заседание кафедры, посвященное 100-летию со дня рождения д. т. н., профессора, Заслуженного деятеля науки УССР С.М. Куценко. Сергей Митрофанович Куценко родился 14 октября 1907 года в городе Славянск Донецкой области в семье паровозного машиниста. После окончания Харьковского транспортного тягового института (ныне академия железнодорожного транспорта – ХарГАЖТ) работал конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе. В 1931 – 1933 г. г. – аспирант кафедры «Паровозы» ХарГАЖТ (руководитель – профессор П.М. Мухачев). В 1934 году С.М. Куценко защитил кандидатскую диссертацию и после смерти П.М. Мухачева был назначен в 1935 году заведующим кафедрой паровозостроения ХММИ, которую возглавлял почти 55 лет. С 1941 по 1945 год он воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1956 году защитил докторскую диссертацию «Исследования по динамике локомотивов» и через год получил звание профессора. С.М. Куценко создана новая теория пространственного вписывания локомотива в кривые. С участием кафедры, возглавляемой Сергеем Митрофановичем, в СССР налажено создание тепловозов ТЭ3, ТЭ7, ТЭ10, 2ТЭ10Л, ТЭП10Л, М62 и др. Профессор С.М. Куценко – автор более 140 научных трудов, он подготовил 35 кандидатов и 5 докторов наук. В 1982 году С.М. Куценко был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Украинской ССР».

Он был не только видным ученым, прекрасным педагогом и умелым руководителем, но и человеком высокой культуры, знающим поэзию, классическую музыку, скромным и замечательным товарищем.

Скончался Сергей Митрофанович 10 июля 1992 года.

Проректор, профессор Ю.Д. Сакара: «В этом году произошло знаменательное и знаковое для всех нас событие – Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» был принят в Ассоциацию европейских университетов. В этом огромная заслуга и тех выдающихся ученых разного поколения, которые внесли огромный вклад в становление нашего вуза, в его развитие. Их имена увековечены на мемориальных досках, установленных на корпусах нашего вуза. Среди них есть имя и Сергея Митрофановича Куценко. Кафедра электрического транспорта и тепловозостроения – одна из старейших в нашем институте. Сергей Митрофанович возглавлял ее более 50 лет, случай, согласитесь, уникальный. Он пользовался огромным научным авторитетом, был человеком порядочным и добродушным. Нам приятно сегодня говорить о том, что его научная школа сохранилась и развивается, а кафедра занимает достойное место на факультете и в вузе».

Д. т. н.., профессор, Заслуженный деятель науки УССР, лауреат Государственной премии СССР, В.Н. Зайончковский: «Сергей Митрофанович остается жить в моей памяти. Я благодарен ему не только за знания, но и привитое в свое время нам, студентам, уважительное отношение к людям. Благодаря его авторитету, эрудиции в Харькове было налажено производство нового поколения транспортной техники – тепловозов. Я очень рад, что сегодня дело Сергея Митрофановича продолжает его сын – заведующий кафедрой сиситемного анализа и управления Александр Сергеевич Куценко».

Заведующий кафедрой железнодорожного транспорта Восточно-украинского национального университета им. В. Даля, профессор В.А. Слащев: «Я выпускник этой кафедры 1959 года. Сегодня от имени коллектива Восточно-украинского университета им. В. Даля хочу высказать слова большой признательности и благодарности Сергею Митрофановичу и его ученикам. Об этом человеке я могу говорить только через призму огромной любви. Я передаю кафедре послание, подписанное ректором нашего университета, профессором А.Л. Голубенко, где выражается глубочайшее уважение к НТУ «ХПИ», к кафедре и благодарность за поддержку и надежда на дальнейшее плодотворное сотрудничество».

Главный конструктор ХК «Лугансктепловоз» К.П. Мищенко передал родной кафедре послание от многих ее выпускников – сотрудников предприятия и подарил бесценный атлас тепловозов всех марок, выпущенных в СССР и Украине, и книгу воспоминаний о славном предприятии тепловозостроения.

Профессор В.К. Белов: «Мне тоже посчастливилось окончить эту кафедру. Сергей Митрофанович сумел объединить науку, учебу и производство. Он очень любил студентов, относился к ним по-отечески. Я не один год проработал на производстве и прикипел к заводу, как говорится, всей душой. Но Сергей Митрофанович все же нашел нужные слова и сумел убедить меня вернуться в вуз и продолжить учебу в аспирантуре. За это я буду ему благодарен всю свою жизнь…»

Академик, к. т. н., лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель науки и техники, Заслуженный изобретатель, почетный железнодорожник МПС СССР и украинских железных дорог В.Н. Соболь: «Мой отец Николай Александрович Соболь – выпускник ХПИ 1936 года – 42 года проработал на заводе им. Малышева, был его инженером, а затем директором. В 1951 году стал лауреатом Государственной премии СССР. Вместе с Сергеем Митрофановичем, с которым дружил многие годы, он внес огромный вклад в организацию производства на базе завода тепловозов».

Декан ТМ факультета, профессор В.В. Епифанов: «Сергей Митрофанович заложил мощный фундамент в становление кафедры. Даже в трудные времена она с достоинством отстаивала право на свое существование, а последние годы усиленно развивается. Сейчас на кафедре 3 доктора наук, около десяти кандидатов наук. Недавно здесь был открыт Совет по защите кандидатских диссертаций. Я до сих пор помню защиту своей кандидатской, тогда членом Совета был Сергей Митрофанович Куценко. Он одобрил мою работу и я ему за это очень признателен».

Заведующий кафедрой системного анализа и управления, профессор А.С. Куценко: «До отца кафедру возглавлял выдающийся ученый П.М. Мухачев, который руководил ею 45 лет. Отец же был заведующим (им он стал в 28 лет) 54 года. Получается, что почти сто лет кафедру возглавляли всего два человека! Сергей Митрофанович прошел войну, дошел до Берлина и после Победы вернулся в ХПИ. Мне каждый раз интересно работать с его архивом, узнавать новые подробности его жизни. Я с уважением отношусь к его друзьям, ученикам, последователям, трепетно берегу его огромную библиотеку. Спасибо всем, кто помнит отца, кто продолжает его дело!»

Профессор В.И. Омельяненко: «К сожалению, развал СССР весьма ощутимо ударил по отечественной науке, в том числе по кафедре локомотивостроения. Перестало существовать и Министерство транспортного машиностроения СССР, в подчинении которого находились десятки локомотивостроительных заводов. А ведь именно для них наша кафедра готовила высококлассных специалистов. Многие предприятия локомотивостроения остались «за рубежом», произошел и резкий спад производства на ХК «Лугансктепловоз». Это пагубно сказалось на приеме абитуриентов на кафедру электрического транспорта и тепловозостроения.

Для исправления этой ситуации руководство института дополнительно открыло на нашей кафедре специальность «Электрический транспорт». Сейчас у нас работают 3 доктора технических наук, средний возраст преподавателей составляет 43 года, ежегодно растет количество кандидатов наук, которые защищают диссертации в Ученом совете, который действует на базе кафедры электрического транспорта и тепловозостроения.

Сегодня на дневном отделении нашей кафедры занимается более 60 студентов-контрактников, а на заочном отделении их более 200. Большое внимание мы уделяем и научным исследованиям. Ученые и сотрудники кафедры успешно выполняют хоздоговорные научно-исследовательские работы с Крюковским вагонным заводом, ХК «Лугансктепловоз», ГП «Электротяжмаш».

Кроме того, своими воспоминаниями о С.М. Куценко поделились профессоры В.М. Великодный, В.М. Адашевский, В.П. Писарев, В.Г. Маслиев, доцент В.Л. Добровольский, а также выпускники кафедры разных лет, представители промышленности И.А. Рак, Н.И. Слюсарев, Е.Г. Заславский, А.М. Росинский, В.Ю. Ковалев и др.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет