О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Место философии в вузе


[С. Гусев, доцент кафедры философии]
#19 от 15.10.2007

К 50-летию кафедры философии

Философия не ставит перед человеком вопросы.
Их ставит жизнь.
Философия же предлагает человеку
наиболее эффективные способы
и возможные варианты их решения.

Каково место философии в вузе, в том числе и техническом? Ничуть не принижая значимости других дисциплин, отвечу – главное. Или центральное. Причем, в любом вузе. И добавлю, без всякого преувеличения, – иным оно и не может быть!

Почему? Да потому что любой вуз, в том числе и наш, политехнический, готовит не просто дипломированных специалистов, а специалистов, обладающих широким спектром человеческих качеств. Естественно, что и институт, и государство заинтересованы в том, чтобы все выпускники были не только знающими профессионалами, но одновременно – патриотами, гуманистами, людьми ответственными, высоконравственными, хорошо разбирающимися во всех перипетиях жизни. Именно в единстве профессионализма и всех этих качеств заключен личностный и интеллектуальный потенциал страны.

Тщетной была бы попытка понять особенности современного положения философии в образовании без учёта того, как вообще меняются её место и задачи в современном мире.

В середине ХХ столетия человечество впервые столкнулось с глобальными проблемами. И выглядят они нерешаемыми. По крайней мере, сегодня. Но важно понимать, что наличие глобальных проблем объективно способствует осознанию человечеством себя как формирующейся новой, единой и целостной общности. А это вызывает необходимость формирования и нового, глобального сознания. Решение же подобных задач без соответствующего философского обоснования невозможно. И это глубоко должен понимать уже сегодняшний студент и аспирант.

Современные течения так называемой постмодернистской философии пытаются убеждать современников в том, что кризис современного общества – это проявление «кризиса рациональности». На деле же нет никакого кризиса рациональности! Но очевиден кризис технократического мышления, кризис рационализма. А это далеко не одно и то же!

Сегодня мы с удивлением и тревогой констатируем – человек стал хуже, он стал одномерным, агрессивным, аморальным, бездушным. Процветают наркомания, проституция, алкоголизм. Человечество страдает от постоянных войн, терроризма, от нерешенности глобальных проблем, букета социальных, национальных, религиозных и множества других проблем. Современная цивилизация убивает главное в человеке – его духовность, уродливо развивая культ материального потребления. Должен ли современный человек понимать, что происходит в мире, как в нем ориентироваться, как вести себя, каким должно быть общество и что такое его развитие? Должен!

Человечество может решать существующие проблемы только через каждого отдельного человека. Каждый человек неповторим и уникален, у каждого есть свое «Я». Неповторимость каждого человека, его поступков, его образа жизни наряду с внешними обстоятельствами определяется неповторимостью его мировоззрения.

Мировоззрение определяет в человеке понимание себя, общества, окружающего мира, своего места в нем. Оно определяет способность и желание человека размышлять, жить, действовать. Мировоззрение человека определяет, насколько человек патриотичен и гуманен, свободен и ответственен. Мировоззрение – средство надежной ориентации человека в современном проблемном мире, стремительно меняющемся на наших глазах.

Только нужно помнить, что не всякое знание и не каждое убеждение человека являются частью его мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем содержании сознания, но именно проявляется, а не растворяется в нем. Мировоззрение включает в себя лишь самые фундаментальные, глубинные, сокровенные знания и убеждения человека, составляя ядро его «Я», ядро его личности.

Многое из того, что мы говорим или делаем в жизни, зачастую не вытекает из наших глубинных – мировоззренческих, убеждений. Наше поведение может расходиться с ними и даже противоречить им, так как мы совершаем поступки зачастую под влиянием сиюминутного чувства, мелкого интереса, или под влиянием пропаганды. Таков уж человек.

Конечно, мировоззрение содержит в себе не только философское знание, но именно философия является его ядром. И можно сказать так – какова философия, таково и мировоззрение человека. Но ведь формировать мировоззренческие убеждения, формировать систему истинных ценностей, достойных Человека, – это прерогатива философии, её социальная функция.

Этим обусловлено и особое значение изучения философии как учебной дисциплины. Ведь именно под влиянием усвоения философских знаний в ходе обучения в вузе мировоззрение молодого человека из набора («совокупности») стихийных взглядов на мир и на самого себя превращается в более или менее стройную систему взглядов и убеждений.

С течением времени все изменяется. Существенны изменения в обществе по всем параметрам его развития, существенно изменился сам человек, в том числе и современный студент.

Изменяется и сама философия, и процесс ее преподавания. Философия пережила множество спадов и подъемов в своем развитии, преподавалась в самых разных исторических и политических условиях, но свою истинную сущность она никогда не теряла. Так будет и на современном этапе развития, когда, с одной стороны, еще не совсем преодолен догматизм диалектического и исторического материализма, а, с другой стороны, нынешний, постмодернистский этап в эволюции философии отнюдь не способствует построению единого, цельного мировоззрения современного человека, живущего в реалиях сегодняшнего дня.

В нашем университете философия преподается в течение одного семестра. Но зато вместе с логикой, которая работает на укрепление мировоззрения, делая его качественно более глубоким, системным и более действенным.

Было бы неправильным думать, что философия выполняет свою миссию в вузе в течение одного семестра. Философия – это особая область знаний. Ее нельзя «выучить» как совокупность определений, правил или формул. Философия – это постоянное движение мысли, это стремление осмыслить, понять, найти истину и когда речь идет о простом, и когда человек сталкивается со сверхсложным.

Философия не уходит из жизни будущего специалиста со сдачей бакалаврского или магистерского экзамена. Экзамен фиксирует только факт получения студентом необходимого минимума знаний по философии. И знания эти – особого рода. Они не теряются студентом в последующие годы, а живут в нем и, образно выражаясь, прорастают в нем как зерна, посеянные в ходе учебы. «Прорастая», эти знания влияют на формирование мировоззрения, корректируя, дополняя и развивая его. И очевидно не случайно, что не так уж мало студентов, которые поддерживают в различных формах связи с кафедрой философии на всем протяжении обучения в университете, а зачастую – и в ходе обучения в аспирантуре.

Философия в техническом вузе – не конкурент общенаучным и техническим дисциплинам. Просто каждая из них делает свое дело, но, только действуя в одном направлении, они придают законченность и гармоничность облику молодого специалиста.

Вообще повысить роль философии в учебном процессе можно как раз сознательной реализацией в преподавании понимания того, что философия и наука существуют не порознь, а в тесном единстве. И только их совместными усилиями можно решить самые сложные и актуальные проблемы, встающие перед человеком. Независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная научная дисциплина, необходимым условием успешного ее преподавания всегда является философский взгляд на эти проблемы. Главная функция философии – мировоззренческая. Поэтому задача философии не в том, чтобы непосредственно рассматривать, например, естественнонаучные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы максимально обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук.

Уже сегодняшнему студенту мы должны дать понимание того, что преодоление глобальных кризисов связано с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией, и использовать для этого весь потенциал философии, всю систему ее категорий и принципов. Это непростая задача, требующая постоянных усилий философов, их тесного сотрудничества с представителями других наук и не только в рамках нашего университета.

Кроме того, нужно отметить, что и в области гуманитарного знания не только философия формирует мировоззрение будущего специалиста – другие кафедры общественных наук вносят в этот процесс свою существенную лепту.

Хотелось бы сказать и о том, что помимо стремления к сотрудничеству с представителями других наук, преподаватели философии стремятся преодолеть трудности восприятия ее студентами, обусловленными её предельной абстрактностью. Это достигается через связь преподавания с действительностью на всех возможных уровнях: и за счет учета профиля факультета и профиля вуза, и за счет обращения к самым актуальным проблемам развития регионов и страны в целом.

На нынешнем этапе развития и общества, и системы образования философия переживает сложные времена. Тем не менее, в отношении ее перспектив в нашем вузе, я, скорее оптимист, чем пессимист.

Эффективность решения задач по совершенствованию преподавания гуманитарных дисциплин вообще, и философии в частности, в немалой степени зависит от того, насколько адекватно к ним относится руководство вуза.

После выступления на одном из заседаний Совета кафедр общественно-гуманитарных наук Александра Георгиевича Романовского, проректора, курирующего кафедры общественных наук, можно с удовлетворением отметить совпадение нашего видения значимости и перспектив гуманитарных дисциплин в нашем университете.

Проректор четко изложил стратегию и тактику развития кафедр общественных наук в современных условиях. И трудно не согласиться с высказанным им мнением, что эти кафедры – душа института, средоточие самого актуального и перспективного. И что они должны задавать тон жизни института, содействовать его перспективам и прогрессу.

В этой связи чрезвычайно важным фактором перспективного развития для философии и всех кафедр общественных наук является намерение руководства института создать новый (условно обозначим его как гуманитарный) факультет.

Кстати, о названии. Одним из вариантов его названия является «факультет социальных технологий». Но, на мой взгляд, главной составляющей нового факультета должна быть гуманитарная составляющая. По своей сути, это должен быть «социально-гуманитарный» факультет, далеко выходящий за рамки только «социальных технологий». В техническом вузе именно гуманитарная составляющая должна придать гармонию и законченность образованию. Тем самым на деле технократическому мышлению будет создан хороший противовес.

Чтобы соответствовать современным требованиям преподавания философии в вузе, сама кафедра не должна стоять на месте. Располагая достаточно сильным составом преподавателей, кафедра философии сегодня обеспечивает требуемый уровень преподавания по всем основным направлениям. Но неиспользованных резервов достаточно много. И они, прежде всего – в области технического оснащения кафедры. Нехватка компьютеров на кафедре не позволяет быстро и качественно реализовывать меры по совершенствованию учебного процесса, внедрять различного рода новации. Например, в планах кафедры создать компьютерные варианты консультаций для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей института.

Кроме того, кафедра намерена, используя возможности компьютерной техники, создать тексты лекций по наиболее значимым философским проблемам современности – философии естествознания, философии культуры, философии науки и др. и использовать их для дистанционного обучения.

Это позволит расширить контакты не только со студентами и аспирантами, но и с преподавателями всех кафедр института, возможно более предметно и конкретно работать с ними по мировоззренческому и методологическому обеспечению преподаваемых ими дисциплин, создавать совместные научные работы, быть ближе и теснее, сотрудничать в проведении воспитательной работы.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет