Небольшое эссе вместо интервью
Наша газета постоянно пишет о лучших студентах вуза – именных стипендиатах, победителях конкурсов и олимпиад. И вот мы пригласили в редакцию победителя олимпиады по информатике Дмитрия Джулгакова (ИФ-56а). Но молодой человек решил отступить от формы банального интервью, написав нам коротенькое эссе. Эти строки написаны им в канун прекрасного осеннего праздника – Дня учителя, который отмечается в первое воскресенье октября. Этот праздник почти совпал со Всемирным днем учителей (5 октября), учреждённым ЮНЕСКО в 1994 году.
Есть нечто правильное в старых добрых праздниках, и всеми любимый День Учителя – не исключение. Первое сентября, когда мы после каникул, полные впечатлений, встречаемся в школе или университете с друзьями, учителями, преподавателями – слишком шумный и сумбурный день, чтобы по-настоящему осознавать роль Учителей в нашей жизни и сказать им искренние слова благодарности. А вот когда прошло уже более месяца учебы, когда словосочетание «учебный процесс» уже полностью овладело сознанием и распорядком дня, когда привык уже к требованиям и стилю новых учителей, тогда под шелест огненно-желтых листьев, сбрызнутых октябрьским дождиком или подсвеченных мягким осенним солнцем, можно вспомнить тех, кто делает из нас людей.
Я думаю, что День Учителя в душе отмечают все люди, а не только сегодняшние школьники и учителя, студенты и преподаватели вузов. У каждого из нас свои воспоминания, свой образ Учителя, но независимо от этого, мы должны быть благодарны учителям за их веру в нас, гигантское терпение и огромный труд.
Мой школьный путь был не совсем обычен. Математикой я начал заниматься еще до школы в кружке «Эврика», который организовала замечательный человек и педагог Елена Лазаревна Аринкина. Для меня до сих пор большая загадка, как она могла увидеть потенциал каждого ребенка, как на обычных, на первый взгляд, занятиях могла донести до сознания юных математиков материал, который в школе будут проходить через несколько лет.
А моя первая школьная учительница Анна Владимировна Прудникова окружила наш класс той добротой и заботой, которая гораздо важнее крючков в тетрадках (а читать и считать, мы все, конечно же, научились).
Время шло, я усиленно занимался математикой (все в той же «Эврике»), постепенно начал осваивать компьютер и программирование. Кстати, учился я в обычной школе № 5, хотя очень настойчиво приглашали в знаменитую 27-ю. А в седьмом классе мне посчастливилось занять первые места на областных олимпиадах по математике и информатике. И вот тут был пример таланта и педагогического провидения учителя. Вера Евгеньевна Радзиевская, руководитель Харьковского территориального отделения Малой академии наук Украины, пригласила меня, «малого» восьмиклассника, попробовать себя в научной работе, выступать с докладами. Я очень благодарен многим людям (и, конечно же, моим родителям), которые наставляли и поддерживали меня в этой деятельности. Это был огромный труд и опыт, но очень интересное время. Мне удалось четыре раза занимать первое место на Всеукраинском конкурсе научных работ Малой академии наук. А одна из моих разработок сейчас используется в нескольких колледжах и университетах Харькова.
Конечно, участие в многочисленных олимпиадах, подготовка научной работы в МАН требовали, кроме труда, еще и много времени. И директор моей школы № 5 Людмила Викторовна Романова сделала шаг истинного педагога – поверила, что я смогу параллельно совместить освоение школьной программы и научно-олимпиадную работу – предоставила мне свободное посещение на четыре года, аж до выпускного вечера! Во многом благодаря этому доверию и ресурсу времени я смог дополнительно читать серьезную литературу, много тренироваться в олимпиадной математике и программировании. Мне очень приятно, что я смог представлять Украину на Международной олимпиаде по программированию в 2006 году в Мексике и завоевать серебряную медаль. При этом у меня не было официального преподавателя-руководителя, поэтому традиционное в данном случае звание Заслуженного учителя присвоить было некому, хотя, конечно, жаль.
Но олимпиады – это хорошо, а ведь нужно было думать о дальнейшей учебе. Меня вдохновила информация о специальности «Прикладная математика» теперь уже родного Политеха. А знакомство с ХПИ началось еще на подготовительных курсах, которые было решено посещать, будучи еще в 11-м классе. И здесь новые горизонты математики мне начала открывать талантливейший и сейчас один из моих любимых преподавателей профессор Нелли Николаевна Ясницкая. Я очень горжусь, что могу называть ее имя как моего руководителя уже на студенческих олимпиадах.
Участие в олимпиадах не ограничилось школой, а благодаря стараниям наших замечательных преподавателей получило новый импульс. В составе команд факультета я уже занимал призовые места на Всеукраинских студенческих олимпиадах по математике, информатике, системному программированию. Поддержка товарищей и педагогов очень нам помогает.
Университет – это, безусловно, не школа, но здесь роль преподавателя, как наставника во взрослой жизни, подчас более значительна и важна, чем роль источника знаний в конкретной дисциплине. Кафедра компьютерной математики и математического моделирования, которой руководит профессор Леонид Михайлович Любчик, уже стала мне близкой не только по названию и научному профилю, но и по комфортной атмосфере понимания, поддержки и человечности…
За окном октябрьский дождь падает на черно-желтый асфальт. Завтра воскресенье, День Учителя, праздник. Я с благодарностью вспомню тех, кто верил и верит в меня. Завтра я пойду на занятия в молодежное научное общество Q-bit, где мы с несколькими учителями-энтузиастами стараемся готовить юных программистов и олимпиадников. И я буду пробовать себя в роли учителя буду делиться с ними знаниями и опытом, и обязательно верить в них!