Взгляд студентов
|
Сессия уже позади. Лето, солнце. Все мечтают об отдыхе. Но не тут-то было – нас ожидала практика, как оказалось, не обычная, а в игровой форме. Сначала нашу группу поделили на бригады по 4–5 человек, вернее, мы сами поделились. Каждой бригаде достался определенный участок или цех жиркомбината. После общей ознакомительной экскурсии каждая бригада занялась своим цехом. Необходимо было начертить схему своего участка, ознакомиться с оборудованием и процессами, в нем протекающими. За каждое выполненное задание мы получали баллы. Казалось бы, нудное занятие, но кому будет неинтересно узнать, как делается майонез, маргарин или рафинированное масло? Ведь с этими продуктами мы сталкиваемся почти каждый день! Нами руководил не только интерес, но и азарт. Победителей ожидали призы и премии. Мелочь, а приятно.
В конце практики была проведена замечательная защита-презентация, где проигравших не было и каждый в чем-то отличился.
Итоги практики, определение и награждение победителей проводили все вместе на кафедре за общим столом с самоваром и тортом. Было очень весело, и все остались довольны оценками «отлично» в зачетках.
Татьяна Марценюк, Ольга Усиченко, Светлана Коротеева, Сергей Малик и Ксения Балабай, студенты группы О-43Б.
Взгляд преподавателя
Прекрасное летнее утро 26 июня 2006 г.
Мы на территории жиркомбината, правда, не все и не вовремя, но практика неотвратимо начинается. Студенты еще не знают, что она будет в игровой форме. Настроение у всех благодушное. Самое время начинать разговор, но боюсь спугнуть.
|
Обустраиваемся. На три недели нашей базой на жиркомбинате станет актовый зал. Сдвигаем стулья, переносим столы, организуем рабочие места на сцене и в партере. Смотрю, как ведут себя в этой работе те из студентов, которых я собираюсь предложить в руководители бригад. А мысль одна – как начать, что сказать, чтобы не отказались (а такое уже было) те, кто послабее и чтобы увидели свой интерес те, кто постарше и посильнее. Чтобы была дисциплина и, чтобы у всех было рабочее настроение.
Кажется, согласились! Назначаю собственные призы, говорю о возможных наградах ректора. Вместе составляем «Кодекс практиканта» – «точность – вежливость королей и королев», «все тайное для нас в процессах и аппаратах должно стать явным», «обед – святое дело» и что-то еще в этом роде. Формируем прайс-лист. Баллы можно зарабатывать как индивидуально, так и бригадой. Ценятся профессионализм и инициатива в решении разнообразных задач практики, самостоятельный поиск информации и общение с персоналом предприятия.
По настоянию моей помощницы, ст. инженера по учебному процессу Е.И. Мочаловой, включаем в прайс-лист работу бригад по новому набору абитуриентов (не мелочь и полезно для кафедры).
Есть особо дорогие (в баллах) и особо сложные работы, не входящие в программу практики, например, создание электронной модели технологического аппарата (это на любителя-компьютерщика) и другие.
Высоко ценится взаимопомощь студентов, как в своей бригаде, так и между соперничающими бригадами. Наверно, это несовременно, но я всегда боюсь того, чтобы соперничество между студентами не переросло во вражду, а конкуренция не вытеснила дружбу. Мы единая команда, мы пришли сюда, чтобы глубже понять инженерную науку, соприкоснуться со своей профессией.
Придумываем и учреждаем всевозможные «Почетные звания»:
и множество других, чтобы всем хватило.
Кажется, организационная часть закончена. Да, чуть не забыл. Штрафные баллы – только за опоздание.
Теперь все. Назначаю цену первого дня практики, опять же в баллах, и идем на экскурсию знакомиться с комбинатом.
И так все 20 дней практики, не похожих друг на друга, но заполненных интересной напряженной работой.
20. 07. 2006 г. 10 часов утра. Кафедра технологии жиров. Студенты готовятся к защите-презентации. Атмосфера накаленная. Сшивают бригадные отчеты по практике. Наконец-то принесли рисунки аппаратов на прозрачных пленках. Налаживается демонстрационная техника (мультимедийный и оптический проекторы). Главный арбитр игры – заведующий кафедрой технологии жиров, профессор Ф.-Ф. Гладкий, преподаватели, студенты-болельщики и мои подопечные занимают места вокруг большого стола кафедры. Защиту вели бригадиры по своему сценарию. Каждый докладчик попадает под перекрестные вопросы бригад соперников. Комиссия, оценивавшая защиту, оказалась в большом затруднении. Все студенты выступали хорошо, на пределе своих возможностей, и трудно было выделить лучшего. Отчеты всех бригад набраны на компьютере (когда они все это успели?!). Удивил всех Максим Холодный, продемонстрировав мастерски сделанные компьютерные модели дезодоратора и сушильного аппарата. А потом все смотрели на большом экране фотографии и вспоминали интересные моменты практики.
Больше всех защитой практики были довольны сами студенты, выполнившие в полном объеме ее насыщенную программу. Не в этом ли одно из достоинств игровых методов обучения?!
|
Сразу после защиты было проведено анонимное анкетирование участников практики. Приведенные ответы показывают насколько серьезно и критично студенты восприняли практику в игровой форме и свое участие в ней.
Л. Перевалов, профессор кафедры технологии жиров.
Фрагменты анонимного анкетирования студентов
(из 19 человек, прошедших практику, 16 – заполнили анкеты)
Вопрос 1. «Ваше отношение к проведению практики в игровой форме»
Ответы: – В целом, очень интересно и полезно для будущего специалиста.
– Я не в восторге от игровой практики, но считаю, что она помогла понять, что нас ждет в будущем.
– Это интересно, хотя надо было много работать! Но я больше, чем уверена, что это пригодится в будущем.
– Все понравилось, но нужно более эффективно использовать время.
– Возможно, необходимо, чтобы оценивали работу студентов их товарищи, а не только преподаватель.
– Самое лучшее, конечно же, призы. Знаний тоже прибавилось, особенно практических.
Вопрос 2. «Изменилось ли и в какую сторону Ваше отношение к «Процессам и аппаратам пищевой технологии?»
Ответы: – Увидели все собственными глазами. Теорию применили на практике.
– Изменилось в хорошую.
– Основательно и бесповоротно – люблю.
– Еще раз убедилась, что это необходимо и очень трудно. Изучение стоит свеч.
– Все стало более понятным. Я стала знать больше.
– Увидели наяву все аппараты. Это очень интересно и поучительно.
– Очень!!! Стало намного понятнее и хочется более подробно разбираться, разбираться и разбираться.
Вопрос 3. «Изменилась и в какую сторону Ваша самооценка себя, как будущего инженера и Ваше представление о работе инженера?»
Ответы: – Вы знаете, я еще не оценивала себя как инженера.
– Конечно! Могу себя назвать начинающим инженером.
– Оказывается, что эта специальность очень сложная, нужно много учить, чтобы понять все аппараты.
– Хочется верить! В лучшую сторону.
– Самооценка повысилась. Работа инженера очень тяжелая.
– Я думаю, что буду плохим инженером, хотя еще за 2 года, может быть, мнение поменяю.
– Это большая ответственность, которая меня немного пугает.
– Все именно так, как я себе представляла.
|
– Буду хорошим инженером-технологом. Работа сложная, но возможная.
– Работа нелегкая. На заводе грязно и жарко. Не каждый сможет работать в таких условиях.
Вопрос 4. «Повлияло ли и каким образом Ваше участие в игре на взаимоотношение с одногруппниками?»
Ответы: – Мы сблизились, хотя к некоторым отношение ухудшилось.
– Да, в лучшую сторону.
– Борьба за баллы приняла довольно серьезный характер. Просто гладиаторские бои какие-то.
– Да, сначала были конфликты. К концу практики все стали работать вместе на одну общую цель.
– Нет, у нас группа дружная.
– Да! Мы боролись за баллы, даже ссорились, но это нас сдружило.
– Немного жаль, что провели мы здесь месяц лета, но это только нам на пользу!