О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Метод активного обучения


[Профессор Б. Байрачный, доцент Л. Ляшок.]
#3 от 09.02.2007

Учебная игра – это:

  • модель конфликта – производственного, экономического, социального;
  • обучение профессиональной деятельности в условиях конкуренции, соревнования и сотрудничества;
  • обучение конструированию образцов новой техники и разработке новых технологий;
  • коллективная деятельность для развития творчества и интеллекта;
  • сочетание приятного с полезным – обучения с развлечением.

Метод активного обучения

На снимке: подведение итогов деловой игры в группах Н-23 и Н-23а под руководством профессоров Б.И. Байрачного, А.В. Горелого и доцента Л.В. Ляшок.

Игровое проектирование, как форма обучения студентов, способствует повышению конкурентоспособности молодых специалистов, выпускаемых НТУ «ХПИ».

На кафедре технической электрохимии на протяжении нескольких лет проводится игровое проектирование по дисциплине «Гидроэлектрометаллургия и электрохимическая экология».

Основная цель такого обучения – углубить и обобщить знания, полученные студентами на лекциях и практических занятиях, обучить молодежь пользованию научной и справочной литературой, развить у студентов самостоятельную творческую инициативу в решении технических и организационных задач.

Характер технического задания на проектирование определяет ориентация на разработку новых технологий. Таким образом, объектом проектирования является разработка технологических процессов, которые соответствуют научным направлениям кафедры: переработка вторичного металлосодержащего сырья с выделением металлов в чистом виде (золото, серебро, металлы платиновой группы, цветные, редкие, рассеянные и др.), а также электросинтез органических соединений, находящих применение в медицине и фармации.

Переход к рыночной экономике привел к остановке и ликвидации нерентабельных производств и образованию многих сотен тысяч тонн отходов в виде металлосодержащего вторичного сырья. Образовавшиеся отходы, с одной стороны, наносят огромный вред окружающей среде, с другой – представляют собой ценнейшие ресурсы, содержание полезных компонентов, в которых в сотни и тысячи раз превышают содержание в природных источниках. Разработка каждой технологической схемы переработки техногенных отходов предполагает проведение исследований по поиску оптимальных решений, при этом используется сумма знаний, полученных студентами при изучении различных дисциплин, а также умение выбрать и рассчитать необходимое оборудование на заданную программу. Такая работа вызывает большой интерес у студентов. В помощь им кафедра готовит к изданию два учебника: Б.И. Байрачный, Л.В. Ляшок «Гидроэлектрометаллургия» и Б.И. Байрачный, Л.В. Ляшок «Редкие, рассеянные, благородные элементы. Технология производства и применение».

Программа игрового проектирования строилась таким образом, чтобы каждая проектная группа разрабатывала свой объект. Студентам предлагалось самостоятельно выбрать тему. Важнейшее требование к объекту разработки – это его целостность и законченность, т.е. получение конечного продукта с заданными свойствами.

Итак, деловая игра в форме игрового проектирования проводилась в группах Н-23 и Н-23а на темы:

«Проектирование участка получения серебряного порошка из отходов электротехнического лома», «Проектирование участка синтеза перманганата калия из отработанных элементов МЦ-системы» и «Разработка технологической схемы синтеза йодоформа».

Все студенты, которые принимали участие в игре, были разделены на три группы. Лидерами в группах стали Андрей Муконин, Светлана Скребцова (Н-23) и Юлия Ильяшенко (Н-23а).

Руководителями деловой игры были – заведующий кафедрой технической электрохимии, профессор Борис Иванович Байрачный и преподаватель, доцент Лариса Васильевна Ляшок, читающая курс «Гидроэлектрометаллургия».

Участвуя в деловой игре, студенты выполнили первый этап проектирования – разработали карту технологических процессов. Следующие этапы будут выполняться ими в весеннем семестре, и, в результате, вся работа будет защищена в виде проекта бакалавра.

Специальная комиссия, которую составили профессора А.В. Горелый, Л.И Перевалов, Б.И. Байрачный, доцент Л.В. Ляшок, старший преподаватель Г.М. Гаряева, методист в. к. Е.А. Кучерявенко, обсуждала результаты работы групп, рецензировала предложенные технологические решения с помощью поощрительных и штрафных баллов.

Критерии оценки работы были традиционными и неординарными одновременно: творческий подход к технологической разработке, целесообразность выбранной последовательности операций и режимов их проведения; инициативность студентов, дисциплинированность, правильность ответов на вопросы. Каждый из критериев оценивался по пятибалльной системе, а общая оценка представляла собой сумму баллов по критериям.

Комиссия посчитала необходимым выделить наиболее активных и эрудированных студентов. Это Андрей Муконин, Светлана Скребцова, Ольга Чиркова (Н-23) и Юлия Ильяшенко (Н-23а).

В ходе проведения деловой игры в форме игрового проектирования подтвердилось следующее: активизация обучения повышает его качество и рассматривается как естественная составляющая учебного процесса, у студентов пробуждается желание добиться выдающихся успехов; создавать новые, высокоэффективные технологические процессы.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет