Основным общественно-политическим событием 2004 года, без сомнения, станут
очередные выборы Президента Украины, которые состоятся в октябре текущего года.
Завершается второй срок полномочий Президента Л.Д. Кучмы. Перед Украиной в
очередной раз стоит проблема определения курса социально-экономического и
политического развития на ближайшее десятилетие. Основой предвыборных программ
кандидатов на пост Президента Украины станет четкое определение направления
дальнейшего развития: или Украина будет постепенно интегрироваться в ЕС и НАТО,
или, основываясь на договоре о едином экономическом пространстве, Украина
перейдет к более тесному сотрудничеству с Россией и другими странами СНГ. Во
многом определяющее значение будут иметь личность и мировоззренческие позиции
будущего главы государства. В связи с этим особый интерес представляет
законодательство о выборах Президента, тем более, что в преддверии избирательной
кампании в него были внесены значительные изменения.
Каково же содержание Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О
выборах Президента Украины»?
Прежде всего, в первом разделе устанавливается, что выборы главы государства
проходят по мажоритарной системе абсолютного большинства на базе всеобщего,
прямого, равного избирательного права путем тайного голосования. Это означает,
что выборы проводятся по единому общегосударственному одномандатному округу,
включающему в себя всю территорию Украины. Граждане нашего государства,
достигшие 18 лет и являющиеся дееспособными, непосредственно будут избирать
Президента. Каждый избиратель будет иметь один голос. За кандидатами
закрепляются равные права и возможности, как в организационно-агитационной, так
и в финансово-материальной сферах.
Закон сохранил те же требования к кандидату на пост главы государства,
которые закрепляет Конституция Украины 1996 года. В частности, статья 9 (пункт
1, пункт 4) устанавливает, что Президентом может стать гражданин Украины,
достигший возраста 35 лет, имеющий право голоса, владеющий государственным
языком и проживающий на Украине 10 последних лет перед днем выборов. Кандидат не
должен иметь не погашенной или не снятой судимости за умышленное преступление.
Одно и то же лицо не может быть Президентом больше двух сроков подряд. Правом
выдвигать кандидата на пост главы государства обладают дееспособные граждане
Украины. Это право реализуется через политические партии, их избирательные
блоки, а также через самовыдвижение. При этом каждая партия или блок может
выдвинуть лишь одного кандидата. Статья 11 четко иксирует этапы избирательного
процесса:
- образование территориальных избирательных округов;
- образование избирательных участков;
- образование территориальных и участковых избирательных комиссий;
- формирование списков избирателей;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- предвыборная агитация;
- голосование;
- подсчет голосов и определение результатов выборов;
- официальное опубликование результатов выборов.
Статья 12 определяет субъектов избирательного процесса, к которым относятся
избиратели, избирательные комиссии, кандидаты, партии и их блоки, уполномоченные
представители, доверенные лица, официальные наблюдатели от партий и блоков.
Закон устанавливает порядок и сроки назначения и проведения выборов
Президента Украины. В соответствии с ним выборы могут быть очередными,
повторными и внеочередными. Очередные проводятся в связи с завершением
конституционного срока полномочий главы государства в последнюю неделю октября
5-го года полномочий действующего Президента. Парламент назначает очередные
выборы не позднее, как за 130 дней до дня выборов. Повторные выборы проводятся,
когда очередные выборы не выявили победителя.
Организация, проведение и подведение итогов выборов главы государства
возлагается на Центральную избирательную комиссию, территориальные и участковые
избирательные комиссии. В основе организации деятельности комиссий лежит принцип
равного представительства интересов каждого кандидата. При этом комиссии
образовываются в соответствии с территориальным делением Украины так, чтобы в
территориальные избирательные округа и участки входило примерно равное
количество избирателей.
Нормы закона закрепляют также процесс составления списков избирателей,
финансово и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения выборов.
Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель стремился обеспечить
прозрачность избирательного процесса на всех его стадиях и создать наиболее
благоприятные условия для избирателей. В частности, детально разработан институт
открепительных удостоверений, который дает возможность избирателям проголосовать
на территории иной избирательной комиссии.
Существенные изменения касаются стадии выдвижения и регистрации кандидатов на
пост Президента. Этим правом в соответствии с законом обладают партии и их
блоки, а также допускается самовыдвижение кандидатов. Статья 44 устанавливает
сроки выдвижения. Оно начинается за 119 дней и заканчивается за 95 дней до дня
выборов. Статьи 45 - 47 посвящены процессу образования
блоков партий. Этот процесс четко регламентируется с целью повысить
общественно-политическую ответственность партий за свою деятельность и за своего
кандидата на пост Президента. Статья 49 вводит денежный залог, вносимый партией,
выдвинувшей кандидата на пост главы государства или самим кандидатом на пост
Президента в размере 500 тыс. гривен. Этот залог возвращается залогодателям,
если кандидат получил на выборах не меньше 7% голосов избирателей. Если кандидат
получил менее 7% голосов, то этот залог перечисляется в Государственный бюджет.
Для обеспечения равных возможностей кандидат должен подать в Центральную
избирательную комиссию декларацию об имуществе и доходах своей семьи за год,
который предшествует году выборов.
Закон устанавливает механизм сбора подписных листов в поддержку кандидатов.
При этом необходимо собрать не менее 500 тыс. подписей избирателей, имеющих
право голоса, в том числе не меньше как по 20 тыс. подписей в каждом из 2/3
регионов (АРК, области, города Киев и Севастополь) Украины. Эта мера направлена
на выявление реальной поддержки кандидата со стороны граждан и должна не
допустить выдвижение на пост главы государства лица, не пользующегося
известностью и доверием граждан Украины.
В целом, анализируя новый закон о выборах Президента Украины, необходимо
отметить, что выборы 2004 года должны пройти по более демократической процедуре,
стать более прозрачными и объективными. Это позволит народу Украины сделать
правильный выбор и избрать на пост Президента кандидата, который будет отражать
интересы большинства населения нашего государства.