О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Слово об учителях


[Н. Шокотов, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания, д. т. н.]
#18-19 от 05.09.2006

После Дня Победы в мае 1945 года (я встретил его в Берлине) второй значимой для меня датой был сентябрь 1950 года, когда я после демобилизации, еще в военной форме, влился в многотысячный коллектив студентов ХПИ. Сбылась мечта!

После многолетней суровой военной жизни учебные корпуса, аудитории, лаборатории ХПИ казались мне храмом знаний и науки. Но еще большее преклонение и трепет вызывали впервые увиденные и услышанные живые профессора В.Т. Цветков (заведующий кафедрой) и Н.М. Глаголев (последующий зав. кафедрой). Профессор В.Т. Цветков в прошлом главный инженер ХПЗ, создатель нашей кафедры, читал нам курс «Конструкция ДВС». Приходил он в аудиторию заранее и остро отточенным мелком чертил на доске какой-либо узел двигателя - предмет лекции. Чертеж на доске был безукоризненным. Вместо перерыва мы рисовали в своих тетрадях вслед за ним. И мы учились чертить! Профессор В.Т. Цветков был строгим, на лекциях была тишина, можно было услышать шелест крыльев пролетающей мухи. У него была удивительная память. Особенности конструкции, материал, напряжения, зазоры - все это излагалось из головы и ложилось на страницы наших конспектов. Не скрою, мы его немного побаивались, но очень уважали за глубину и объем знаний по отечественным и зарубежным двигателям, авиационным и судовым...

Профессор Н.М. Глаголев читал нам курс «Теория ДВС». Он обладал удивительным умением доходчиво объяснить самое сложное явление в процессах, в циклах двигателя. Формула за формулой, по памяти. Все формулы пронумерованы, чтобы можно было на них ссылаться потом. И стало традицией для всех поколений наших студентов формулу № 100 встречать стоя. А он, довольный, по-доброму улыбался при этом. Мы все его любили. Крупный теоретик оказался и выдающимся практиком: он теоретически обосновал и предложил для промышленности высокоэкономичный тепловозный двигатель с высоким наддувом, на десятки лет опередив технический прогресс и не только в СССР. И самое удивительное - это то, что созданный с учетом разработок кафедры специалистами ХЗТМ двигатель Д70 подтвердил расчетные прогнозы профессора Н.М. Глаголева!

Такие ученые-гиганты были примером для доцентов и ассистентов нашей кафедры. Являясь средоточием классных специалистов (я с большой теплотой вспоминаю своих учителей - доцентов А.А. Воронкина, Я.И. Драбкина, Ю.И. Крушедольского, Н.И. Цветкову, А.Е. Шульмана и др.), кафедра была тесно связана с промышленностью и всегда решала или помогала решать наиболее сложные и самые актуальные проблемы ХЗТМ, ХЗТД, «Серп и молот» и др.

И по примеру профессоров В.Т. Цветкова и Н.М. Глаголева на кафедре утвердилась традиция использования при обучении студентов (лекции, дипломное проектирование и др.) опыта сотрудничества с промышленностью.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет