Центральный государственный научно-технический архив (ЦГНТА) Украины положил начало новой форме сотрудничества с высшими учебными заведениями: выставочный проект «Архивная научно-техническая документация (НТД) – в учебные вузовские программы».
По документам архива нашей газете предложена тематическая подборка документов, первую часть которой мы сегодня публикуем.
22 февраля 1921 г. в помещении физической аудитории Харьковского Технологического института состоялось торжественное открытие электротехнического факультета, а с 1 марта начались занятия на первом, втором, четвертом, пятом, седьмом триместрах*.
Начало преподавания курса «Электротехника» в ХТИ следует отнести к осени 1893 г., когда внештатному преподавателю института, доктору философии Эрлангенского университета, химику по образованию, Н.П. Клобукову было поручено чтение лекций на IV курсе обоих отделений Института (2 годовых часа). Несколько ранее, весной 1893 г., в помещении физического кабинета были выделены две комнаты в особый «Электротехнический отдел», заведование которым и было поручено ему.
В этот период Институт еще не имел своей электростанции, и источником тока в лаборатории служили гальванические элементы, несколько штук переносных аккумуляторов и одна термобатарея.
В 1898 г. Н.П. Клобуков отказался от дальнейшего ведения курса «Электротехника», которое и было поручено П.П. Копняеву.
Первая попытка создания (обоснования) электротехнического факультета была предпринята при заместителе директора Института Н.Н. Шиллере. 22 декабря 1903 г. адъюнкт-профессор П.П. Копняев подал ему «Докладную записку». Основным доводом к открытию факультета выдвигалась, во-первых, «ясно выраженная потребность на юге России в специалистах по электротехнике»; во-вторых, «невозможность создать таковые, когда электротехника в учебном плане института стоит лишь в виде общего курса».
Как единственно верное решение вопроса предполагалось открытие электротехнического отделения с пристройкой для этого отдельного корпуса лаборатории (в «Записке» был приведен даже проект учебного плана; указан необходимый преподавательский состав из двух профессоров, одного адъюнкт-профессора и четырех лаборантов; план постройки отдельного здания лабораторий). Указывалось: «Кроме лекций, проектов и лабораторных работ весьма желательно ввести практические занятия по некоторым предметам. В настоящее время, когда лекционная система мало-помалу теряет свое значение, следует изыскать новые способы для передачи и усвоения знаний; одним из таких методов могут служить практические занятия».
Но в отделе промышленных училищ (С.-Петербург) «... указали на несвоевременность таких ходатайств».
1904 год. В результате институтских событий (так называемая, «шиллеровская история», сопровождавшаяся массовыми увольнениями студентов и учебного персонала), в знак протеста ушел из ХТИ единственный преподаватель электротехники.
В начале 1907 г. «шиллеровская история» в министерстве была ликвидирована; преподавателям было предложено вернуться в Институт. С этого времени вводится постоянное чтение курса «Электротехника». В 1912 г. профессором П.П. Копняевым снова была предпринята попытка расширить и углубить факультет для специализирующихся по данному предмету.
Встал вопрос о помещении для электротехнической лаборатории, решение которого было возможно или путем пристройки здания к физическому корпусу, или возведения нового.
В 1913 году харьковский архитектор Ю.С. Цауне на основе технического задания разработал эскизный проект «План и фасадные наброски здания». Общая площадь застройки составляла более 500 квадратных саженей.
После революционных событий, в мае 1919 г. электроотдел Совета Народного Хозяйства запросил от Института «Записку» со сметой на специальное оборудование для электротехнического факультета; предусматривалась его специализация по двум направлениям: в области электрических установок и в области слабых токов; рассматривался вопрос о сооружении отдельного корпуса для электротехнических лабораторий.
«Записка» с датой 19 июня 1919 г. не могла быть реализована, т. к. советская власть вскоре покинула Харьков.
В ноябре 1920 г. Нарком просвещения Г.Ф. Гринько издал распоряжение (на основе постановления «Укрглавпрофобра») об открытии при Институте электротехнического факультета; был разработан его общий план работы.
16 декабря 1920 года в помещении электротехнической лаборатории состоялось заседание Коллегии Наркомпроса с обсуждением данной повестки дня. Были представлены учебные планы по специализации сроком на трехлетний курс; проект создания электротехнической лаборатории по типу зарубежных институтов.
Коллегией было признано «необходимым и желательным в кратчайший срок организовать электротехнический факультет при Харьковском Технологическом институте».
Но в структуре факультета оставался «один органический недостаток, который должен быть устранен; это – отсутствие специальных лабораторий, отвечающих полноте факультетских требований».
К истории создания эскизного проекта лабораторного здания
В мае 1924 г. в Главпрофобр был представлен «Эскизный проект здания электротехнических лабораторий ХТИ», разработанный академиком архитектуры А.Н. Бекетовым.
Но здесь было предложено «несколько переработать проект в сторону его большей компактности».
Осенью того же года второй вариант проекта был готов. В нем было уделено «особое внимание тому, чтобы получить комплекс с наиболее рациональным распределением частей, способный с возможной эластичностью удовлетворить нуждам не только настоящего времени, но и изменяющегося в своем развитии требованиям будущего».
По проекту, трехэтажное здание, с подвалами под некоторыми своими частями, «находит себе удобное место для постановки на институтской территории и имеет в плане форму незамкнутой трапеции, что позволяет расширять наиболее важные или пристроить вновь нарождающиеся отделы».
Общая стоимость постройки здания и оснащение оборудованием лабораторий составила 2 млн. 820 тыс. руб.
В 1926 г. П.П. Копняев, рассказывая о проекте, упоминает «об одном обстоятельстве, могущем сыграть роковую роль в деле развития факультета. Харьковский горкомхоз при разработке плана расширения трамвайной сети спроектировал трассу кольцевой линии с ул. Технологической через средину институтской территории. При таких условиях, чтобы избежать механических и электромагнитных воздействий на измерительные приборы лабораторий, для постановки спроектированного порядка на институтской земле не остается места. В настоящее время, благодаря постановлению Президиума ВУЦИКа, эта страшная угроза пока отведена, но, в случае возможного ее осуществления, развитию Института в целом, и в особенности электротехнического факультета, ставится непреодолимое препятствие…».
|
Основной вариант проекта, утвержденный в 1928 г., на основании «указаний экспертной комиссии Наркомпроса», к 1929 г. был «пересоставлен заново»; в основном, это было связано с замечаниями профессора П.П. Копняева, вернувшегося из заграничной командировки.
Общая конфигурация здания в третьем варианте проекта изменилась незначительно; <…> большая аудитория на остром углу плана вместо многогранной – сделана полуциркулярной, под углом в 60 °; <…> несколько был увеличен высоковольтный зал; сокращена площадь, занимаемая парадной лестницей.
При этом распределение учебных и вспомогательных помещений в здании соответствовало основному проекту.
В первом этаже, например, находились: тяговая (трамвайная) лаборатория; трансформаторная; зал высокого напряжения; эталонная; научно-исследовательский кабинет.
Высота этажей здания (лаборатории, кабинеты) – 3,25 м, 4,30 м. Общая кубатура пересоставленного проекта здания составила 69,863 м3.
В архивном фонде академика архитектуры А.Н. Бекетова в Центральном государственном научно-техническом архиве Украины находятся документы, связанные с проектированием электротехнического корпуса ХТИ за период: 1921–1929 г. г. Среди них: Договор от 15 февраля 1928 г., заключенный между ректором ХТИ А.М. Масловым и академиком архитектуры А.Н. Бекетовым «О составлении проекта на постройку здания электротехнических лабораторий на отведенном для него месте в северном парке ХТИ»; «Заявление» в строительную комиссию по постройке гражданского инженера проф. А.Г. Молокина, в котором он «выражает согласие исполнить обязанности технического руководителя»; комплекс проектной документации (чертежи фасадов, поэтажные планы, смета).
В завершение нашего исторического повествования мы обязаны вспомнить слова профессора П.П. Копняева, произнесенные им в день 5-летия факультета (1926 г.): «Бросая общий взгляд на прошлое, предшествующее появлению факультета, мы можем сказать, что при трудных, тяжелых условиях, заглушавших всякие новые ростки, протекал долгий период подготовительного формирования, но этот период пройден, и перед нами юный факультет. Не сладки были и первые годы новорожденного среди холода и голода, в обстановке опустошенной страны. Но тот, кто это перенес, несомненно, имеет запас сил, и мы вправе теперь сказать, что наш пятилетний младенец стал твердо на пол и готов начать свой жизненный путь. Однако, этот путь не будет озарен светом, если он не пройдет через храм мощных лабораторий, какими так богаты и сильны европейские школы, – это ближайший этап, который нельзя обойти.
Иначе перед нами встанет тень покойного профессора Н.Д. Пильчикова, и, подобно тому, как 19 лет назад, скажет нам: «На вас лежит сугубая ответственность…».
* Триместр (лат. trimestris – трехмесячный) – часть учебного года в вузе; деление было принято до революции.