Михаил Федорович Семко, безусловно, личность выдающаяся, человек хорошо известный в Советском Союзе среди работников промышленности и высшей школы.
Об организаторском таланте Михаила Федоровича, его научной и педагогической деятельности убедительней напишут те, кто непосредственно вместе с ним создавали один из крупнейших технических вузов страны – Харьковский политехнический институт имени Ленина.
В моей же памяти сохранились воспоминания с иной стороны.
Первая наша встреча состоялась в студенческие годы, почти 50 лет назад. В советские времена студенты принимали активное участие в благоустройстве, охране общественного порядка, строительстве собственных спортивно-оздоровительных комплексов, освоении целины и других полезных делах. Организацией таких работ занимался комсомол. Роль администрации сводилась к обеспечению инструментом, материалами и т. п.
Одним из таких трудовых дел весной 1957 года было озеленение трассы Харьков-Симферополь. Наш участок был далеко за городом, возникли трудности с транспортом. Обычно подобные проблемы легко решались с проректором по хозяйственной части. Но в тот момент П.Г. Олейников был в командировке, и мне, как ответственному от комитета комсомола за эту работу, пришлось обратиться к ректору.
Михаил Федорович принял. Кстати, в приемной не было очереди ожидающих, что есть верный признак высокой организованности руководителя. Секретарь Татьяна Назаровна, справившись, кто я такой, точно в указанное время пригласила пройти в кабинет.
И вот я, студент 4-го курса, лицом к лицу с ректором. Дрожь в коленках была весьма ощутимой. Ответив на приветствие, Михаил Федорович предложил сесть и внимательно выслушал. Позднее я понял, что таким, в общем-то, мелким вопросом не стоило отвлекать ректора. Тем не менее, решив «транспортную проблему», Михаил Федорович ни разу не упрекнул. Наоборот, у меня осталось ощущение искренней доброжелательности. Что-то отеческое было во всем его облике. Добрые глаза и едва заметная улыбка, видимо связанная с моей нерешительностью и неловкостью в изложении вопроса, как-то незаметно сглаживали огромную разницу между ректором и студентом, вносили успокоение. Покинул кабинет с радостным чувством и в приподнятом настроении. Кто-то скажет, что все это по наивности. Наверное, и это было. Но не только, обаяние было настоящим. Не случайно ведь теплота от той беседы сохраняется до сих пор.
Запомнилась еще одна встреча с Михаилом Федоровичем. Тогда ректора чествовали в связи с 70-летием. Официальная церемония проходила в 12 аудитории нового (ректорского) корпуса. Впрочем, слово официальная не совсем точно определяет атмосферу в зале. В то время я уже был в состоянии отличать формальное, елейное славословие от истинного уважения и почитания. Именно последнее господствовало в выступлениях бывших студентов ХПИ, ставших к тому времени ведущими специалистами и организаторами производства на таких промышленных гигантах Харькова, как тракторный завод, завод имени Малышева, турбинный завод, «Серп и молот», ХЭМЗ, «Электротяжмаш», тракторных двигателей, станкостроительный и др. А сколько выпускников создавали новейшие образцы оружия на оборонных предприятиях, возглавляли самые передовые технические направления в крупнейших НИИ и КБ! Сейчас, увы, о том величии можно говорить лишь в прошедшем времени, некоторые из бывших гигантов вообще прекратили свое существование. Однако не будем говорить о грустном и возвращаемся в 12 аудиторию. Юбиляр – патриарх ректорской элиты Украины – скромно сидел в президиуме. О чем он думал? О том, что пришло время передавать бразды правления более молодым? Или о том, что не все задуманное удалось сделать? А возможно, наблюдая за выступающими своими учениками, с удовлетворением сознавал, что в их успехах есть и его какая-то лепта?..
И напоследок я скажу, что память о Михаиле Федоровиче светлая и такой останется навсегда.