Нам приходится общаться с различными людьми, среди которых иногда встречаются очень яркие личности, оставляющие незабываемый след в сознании окружающих. Таким человеком был и профессор Михаил Федорович Семко, светлый образ которого – ученого, педагога, учителя – образ настоящего Профессора бережно, с почтением и любовью хранят в памяти коллеги, аспиранты и студенты.
Экзамен
Мы познакомились с Профессором, когда я сдавал экзамен в аспирантуру ХПИ.
В кабинете на кафедре резания материалов мы ждали Профессора. Я волновался, так как предстояло экзаменоваться у настоящего Ученого. И вот он вошел – довольно молодой, элегантно одетый, энергичный, с приятной, доброжелательной улыбкой и ясным умным взглядом.
Работа началась. Уже через несколько минут я почувствовал, что экзамен постепенно перерастает в научную беседу, содержательную и интересную, во всяком случае, для меня. Мне попался вопрос о новых инструментальных материалах, и когда зашел разговор о режущих свойствах минералокерамики, у членов экзаменационной комиссии началось некоторое оживление. Впоследствии я узнал, что на кафедре выполнялись глубокие исследования режущих свойств этого материала. Я ранее тоже интересовался минералокерамическим инструментом. В итоге мне удалось успешно сдать экзамен по специальности.
Ранее в Челябинском политехническом институте я принимал экзамены у студентов, но на этом экзамене я познакомился с новыми подходами и принципами, которые в дальнейшем старался использовать в своей педагогической практике. Суть их была в создании атмосферы доброжелательности, уважения. Когда экзаменатор не пытается поймать экзаменуемого на какой-нибудь ошибке, а, наоборот, дает возможность глубоко, творчески раскрыть тот материал, который хорошо знает отвечающий. Как мне потом стало известно, Профессор, как правило, и у студентов принимал экзамены в обстановке дружелюбия и доверия, тем самым вызывая уважение и помогая экзаменуемому проявить свои знания и способности.
Лекция
Профессор был прекрасным лектором, в чем могли убедиться аспиранты, посещавшие его лекции. Однажды он, уезжая в командировку, попросил меня прочитать на потоке лекцию по расчету наивыгоднейших режимов резания. Для меня это было лестно, и я, разумеется, с удовольствием согласился.
Обычно расчет выполняют по двум методикам: сокращенной и полной, сложной и точной. Я, как бывший работник завода, предпочитал простую схему, которой легко пользоваться в заводских условиях. Сотрудники же кафедры отдавали предпочтение второму варианту. При обсуждении материала, который нужно было изложить в лекции, я высказал свое мнение Профессору. Он подумал и сказал, что если нет уверенности в том материале, который ты излагаешь, то лучше лекцию не читать. Тема была изменена, а расчет режимов Профессор прочитал сам после возвращения из командировки, и при этом пригласил аспирантов послушать эту лекцию.
Мы устроились в первом ряду, потеснив студентов, и получили замечательный педагогический урок лекторского мастерства. Надо отметить, что студенты так же увлеченно слушали, и сначала мы подумали, что рабочая тишина в аудитории потому, что им читал ректор. Но потом поняли, что рабочая обстановка была создана благодаря тому, что лекцию читал Лектор. На лекции были проанализированы и сопоставлены два метода расчета, простой и сложный. Были определены области их целесообразного применения и сделан вывод о том, что внедрение вычислительной техники предопределяет использование любых сложных расчетов, если они обеспечивают точность и экономичность, причем как в академических, так и в цеховых условиях.
Мне пришлось изменить свое мнение, и я был готов читать лекцию по расчету режимов резания, о чем и сказал Профессору. А спустя некоторое время было подготовлено методическое пособие для студентов с подробным изложением методов расчета для выполнения домашнего задания.
Ошибка
Каждый из нас в процессе работы совершает те или иные ошибки, которые могут вызвать наказание или, по меньшей мере, замечание. Однако Профессор редко делал замечания своим коллегам и подчиненным, хотя поводы для этого были. Обычно, если кто-либо выходил за установленные рамки, то ему говорили, что он делается неуправляемым, и это, как правило, помогало. Я тоже иногда получал замечания, но они были скорее в форме советов и пожеланий и заставляли раскаяться и исправиться. Приведу пример.
Аспирант Профессора защищал кандидатскую диссертацию в Москве в МВТУ. Я присутствовал там, все прошло успешно. Вечером после защиты мы выехали в Харьков, и на следующее утро я зашел доложить Профессору о хороших результатах, но не застал его. Потом, заработавшись, забыл о необходимости проинформировать руководителя. В конце дня Профессор вызвал меня, и я подумал, что предстоит не очень приятный разговор. По выражению лица Профессора было видно, что он недоволен. Я подробно рассказал, как проходила защита. После этого Профессор улыбнулся и с укором сказал, что я поступил неправильно: ведь можно было позвонить из Москвы, можно было зайти утром или позвонить и сообщить результат. И я понял, что Профессор, как руководитель и просто как человек, волновался и переживал за аспиранта, тем более что защиты наших аспирантов в Москве проходили не так часто. В дальнейшем я старался не допускать подобных ошибок.
Научная работа
Профессор как ученый пользовался большим авторитетом в научных кругах. Его научная школа была широко известна в нашей стране и за рубежом. Ценным даром Профессора являлась его способность видеть новое, умение прогнозировать развитие науки. Поэтому и были сформулированы и получили развитие научные направления по изучению режущих свойств новых инструментальных материалов: сначала износостойкой минералокерамики, а затем сверхтвердых – алмазов и кубического нитрида бора. Решались новые проблемы, ставились научные задачи. Сам Профессор постоянно выступал с докладами на научных конференциях в Харькове, Киеве, Москве. Причем эти выступления готовились очень тщательно: изготавливались плакаты, наглядные экспонаты. Тезисы доклада, научные гипотезы и выводы детально обсуждались в кругу работников кафедры. Следует отметить, что Профессор никогда не стеснялся посоветоваться с коллегами по спорным вопросам, спросить и прислушаться к высказываемому мнению. То есть, проходили небольшие микросеминары, которые в результате свободного обсуждения вопросов обогащали присутствующих. Я наблюдал, как после выступлений Профессора к нему подходили известные ученые, обращались аспиранты и молодые инженеры, чтобы посоветоваться и услышать мнение научного профессионала.
Как ученый, Профессор всегда передавал свой опыт выполнения научных исследований ученикам – коллегам, аспирантам, соискателям. Под его руководством подготовлено и защищено несколько десятков диссертаций, многие авторы которых и поныне работают в разных городах страны – в вузах, НИИ, на заводах, уже воспитали своих учеников и постоянно поддерживают связь с кафедрой, где прошли большую научную школу физики процессов резания, с глубокой и непреходящей благодарностью ее основателю и вдохновителю – Профессору Михаилу Федоровичу Семко, Ученому и Человеку.